Идеократия

ИДЕОКРАТИЯ — понятие в социальной философии евразийства для обозначения определенного типа социального строения общества, хозяйства и культуры, наконец, типа государственного устройства. По мнению евразийцев, это самый перспективный тип социального устройства в мире и в особенности в России—Евразии. В романо-германской (европейской) цивилизации длительное время господствовали аристократический (военно-аристократический и бюрократически-аристократический) и демократический (бюрократическо-демократический) типы общественного устройства. Эта типологизация определяла принципы отбора правящего слоя, властных структур.

Аристократическому строю соответствуют типичные формы социального уклада, например, хозяйственная автономность и политическая бесправность всех сословий, кроме аристократического, особый тип культуры. Правящий слой собирается по принципу генеалогическому, по знатности происхождения. Формой правления при аристократическом строе, как правило, является монархия. В современном мире европейской цивилизации хотя и остается целый ряд государств, которые формально возглавляют монархи, эта форма правящего отбора изжила себя.

Такая же судьба, по мнению евразийских мыслителей, ожидает в будущем и демократические государства, т.е. демократический строй, пришедший на смену аристократическому, сам проявляет, хотя еще и не повсюду, признаки обветшания и разложения. Кризис парламентаризма и кризис демократии — явления закономерные и необходимые. Таким образом, заключают евразийцы, наша эпоха — это эпоха создания нового типа государства с совершенно новым политическим, экономическим, социальным, культурным и бытовым укладом. Тот новый тип отбора правящего слоя, который вырабатывается жизнью и призван сменить как аристократию, так и демократию, может быть назван И., идеократическим строем. При этом правящий отбор состоит из людей, объединенных общим миросозерцанием, центром которого является идея-правительница. Идея-правительница должна быть такой, чтобы, во- первых, ради нее стоило рисковать собой и, во-вторых, чтобы жертвы ради нее расценивались всеми как морально ценный поступок (Н.С. Трубецкой).

Принципиальным отличием идеократического строя от демократического является государственный максимализм — активное и руководящее участие государства в хозяй-ственной жизни и развитии культуры. Это невозможно без того, чтобы государственная власть была максимально сильной и чрезвычайно близко стоящей к населению. Это предполагает, с одной стороны, широкое применение выборного начала и участие общественных организаций в государственном строительстве, а с другой, — процесс огосударствления общественных организаций.

Система выборных учреждений в идеократическом обществе развита не менее, чем в демократическом, но в отличие от последнего является однопартийной. Партия представляет собой сочетание государственно-идеологической организации с корпорацией правящего слоя.

Предвидя обвинения в сходстве И. с фашизмом и коммунизмом, евразийцы объявляли и фашизм, и коммунизм лжеидеократиями: фашизм не создает стройной миросозерцательной системы, базируется в основном на эмоциях, а коммунизм отрицает примат идейного начала, что в корне противоречит И. Подлинно идеократический строй, очищенный от всяких чуждых ему элементов, явит совершенно новые, небывалые формы политической, экономической и социальной теории, быта и культуры. Наибольшая вероятность установления такого строя, как считали евразийцы, имеется в России-Евразии после падения лжеидеократического, коммунистического режима. Существует возможность установления И. в объединенном общеевропейском государстве после преодоления в Европе злейших противников И. — либерализма и демократии.

Литература:

Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж, 1926;

Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме правления / Евразийские хроники. Вып. VIII. Париж, 1927;

Он же. Идеократия и армия / Евразийские хроники. Вып. X. Париж, 1928;

Он же. Об идее-правительнице идеократического государства/Евразийские хроники. Вып. XI. Париж, 1925;

Савицкий П.Н. Идеи и пути евразийской литературы / Русский узел евразийства. М., 1997;

Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998;

Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М., 2000.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 183-184.

Понятие: