Востоковедение (СИЭ, 1963)

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ (нем. Morgenkunde, Orientalistik; франц. orientalistique). Термин «востоковедение» - европейский, у народов Востока отсутствующий, а если и появляющийся, то как переводный и обозначающий чисто европейское явление. Понятие «Восток» как обозначение некоего особого мира, естественно, могло зародиться только на «Западе». При изучении истории этого понятия открывается, что «Западом» была в данном случае Европа и впервые противопоставили себя «Востоку» древние народы Европы - греки и римляне. Для греков «Востоком» было все, что лежало к востоку за пределами эллинского мира, прежде всего - древняя Персия, Однако в эпоху эллинизма (4-1 века до н. э.), когда образовался круг эллинистических государств, охватывавших взаимоприлегающие части трех материков - Европы, Азии и Африки, понятие «Восток» для греков потеряло свое специфическое значение, но оно появилось у римлян. При этом у римлян Востоком стало все, что лежало к востоку от Италии, т. е. в том числе и европейская Греция. Особенно ясно такое представление сказалось в том, что при распаде в конце 4 века Римской империи та ее часть, которая занимала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию и Египет, получила наименование Восточной, Западной же стала Италия со своим романизованным хинтерландом - Галлией, Аквитанией, Испанией. Такое же представление о Востоке сохранилось и у народов, наследовавших Западно-Римскую империю: для них Востоком была и Византия. Таким образом, в средние века для народов Европы Востоком стали страны Азии, заселенные арабами, тюрками, монголами, иранцами, китайцами, индийцами, малайцами, японцами, корейцами и т. д., а также страны, находившиеся под их властью, как, например, Северная Африка на всем своем протяжении от Египта до Марокко, где образовались различные арабские владения, и даже крайняя юго-западная часть Европы - завоеванные арабами части Пиренейского полуострова; Востоком стали и славянские земли Балканского полуострова, подпавшие под власть турок. Для народов Западной Европы в средние века и даже позднее Востоком были и страны Восточной Европы, не входившие в политическую орбиту «Священной Римской империи». Остатки такого представления о Востоке сохранились в странах Западной Европы и Америки до наших дней.

Востоковедение как особая отрасль знания возникло в 16-17 веках в тех странах, которые вступили на путь колониальных захватов. Первыми из таких стран были Голландия, Англия и Франция. Именно в этих странах, а не в Португалии и Испании, ранее начавших заморские завоевания, впервые начало развиваться востоковедение. Португальцы и испанцы были завоевателями феодального типа, голландцы, англичане и французы - завоевателями капиталистического типа. Нидерландская революция 2-й половины 16 века была первой в истории буржуазной революцией; за ней последовали такие же революции в Англии и Франции. Движение этих передовых для своего времени стран за свои рубежи было началом большого исторического процесса - образования мировой системы капитализма, в которую втягивались на положении колоний или полуколоний страны, в своем общественно-экономическом развитии по разным причинам временно отстававшие от указанных стран Европы, но обладавшие богатыми естественными ресурсами или выгодно расположенные на путях мировой торговли.

Превращение Востока сначала в источник первоначального накопления, в дальнейшем - в источник обогащения торговой и промышленной буржуазии сделало необходимым изучение Востока, т. е. колониальных, полуколониальных и зависимых стран Азии и Африки. Знание этих стран требовалось для управления теми из них, которые, как, например, Индия, страны Индокитая и Индонезия, превратились в колонии Англии, Франции и Голландии; оно нужно было для подчинения своему влиянию тех стран, которые, как, например, Турция, Персия, Афганистан, отчасти Китай, превратились в полуколония Франции и Англии или попали в зависимость от них. Изучение этих стран было необходимо и непосредственно для самой эксплуатации их. Все это и определило первоначальное направление востоковедения: оно было чисто практическим.

Практическое востоковедение слагалось из изучения языков и стран Востока в их современном для каждой эпохи состоянии. Но это изучение имело свои специфические черты. Языки изучались так, чтобы сделать овладение ими по возможности легким для европейских колонизаторов, а это приводило к стремлению излагать строй восточных языков, их грамматику в привычных для европейцев терминах, в духе грамматик европейских языков. Изучение стран Востока слагалось из изучения географии (физической, экономической и политической) той или иной страны, населения (его этнического состава, образа жизни, хозяйственной деятельности, нравов и обычаев, верований и культа), социальных отношений, характерных для общества этой страны, и ее политического устройства; к этому добавлялись сведения о литературе данной страны и о ее истории. Особенностью такого изучения были его описательный характер и комплексность. Так сложились первые области востоковедения: языкознание и страноведение, которые оставались до первых десятилетий 20 века в учебных планах специальных учебных заведений главными предметами преподавания.

Н. И. Конрад, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.