Массовая культура (Ильичёв, 1983)

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «массовой культуры» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи газет иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческого тип производства и распределения стандартизированных, духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «массовую культуру». Через систему массовой коммуникации «массовая культура» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».

Серийная продукция «массовой культуры» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимательных столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой; развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческое кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и вместе с тем культ посредственности, условность, примитивная символика. Эти признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «массовая культура» именно к новейшему времени.

«Массовая культура» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления. Для «массовой культуры» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.

Аппарат «массовой культуры» объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерческую деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания.

Осмысление «массовой культуры» в буржуазной философии было начато книгами Шпенглера, Ортега-и-Гасета, Адорно, связавшими «массовую культуру» с концепцией «массового общества», предвещавшими крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». С 50-х годов 20 века преобладает критический анализ «массовой культуры» с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Фромм, Рисмен, Э. ван ден Хаг, Маркузе, Э. Морен), когда «массовая культура» однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технических средств массовой коммуникации, критики «массовой культуры» рассматривают её вне связи с буржуазным характером культуры и одновременно игнорируют важные особенности «массовой культуры». Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с общественными событиями, с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта особенность служит почвой для возникновения апологетической концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что «массовая культура» соответствует запросам массового потребителя (Парсонс и др.). «Массовая культура», изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое,— главный герой множества антиутопий, книг-кошмаров, книг-предостережений в западной литературе: Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и др.

Борьба с «массовой культурой» стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах.

В. Л. Глазычев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

«Mассовая культура» — иллюзии и действительность, М., 1975; Карцевa ΕΉ., «М. к.» в США и проблема личности, М., 1974; ее ж е, Kur или Торжество пошлости, М., 1977; Кукарнин А. В., Бурж. М. к., М., 1978; P а й н о в Б., М. к., пер. с б.олг., М., 1979; M o r i n E., L'esprit du temps, P., 1962; Culture for the millions?, ed. by N. Jacobs, Boston, 1964; Mass culture. The popular arts in America, ed. by B. Rosenberg and D. M. White, N. Y.— L., 1966; G a s t у A., Mass media and mass man, N. Y., 1968; Mass culture revisited, Boston, 1971; Gans H. J., Popular culture and high culture. An analysis and evaluation of taste, N. Y., 1974.