Кальмекак: регламент занятий

КАЛЬМЕКАК. Поступление ребёнка в кальмекак начиналось с рождения. Родители устраивали пышное торжество, отдавая своих детей племенным жрецам, обучавшим их наукам, фольклору, толкованию календарей, истории, мифологии, письму и законам. Торжество начиналось после того, как они приглашали жрецов и соседей на пир, где было вволю еды и напитков. Отец, предлагая своего сына или дочь, называл их пером птицы кецаль (Кецалькоатль был богом-покровителем кальмекак и образования, получаемого жрецами и знатными людьми) и просил жрецов либо жриц взять его ребёнка под свою любовную опеку. Отец хвалил жрецов за их умение воспитывать из детей жрецов или жриц, управленцев, судей и высокопоставленных служащих и обещал жрецам богатые дары, если они примут нового воспитанника. После этого жрец забирал ребёнка и обращался с молитвами к Кецалькоатлю, называя это божество главным учителем кальмекак. После молитвы все шли к храму, чтобы преподнести в дар Кецалькоатлю накидки (тильматли), набедренную повязку (маштлатлъ), украшенные драгоценными камнями нашейные ленты и перья. Бедная семья жертвовала лишь бумагу, травы и благовония. В храме жрецы мазали лицо ребёнка сажей и надевали на его или её шею ожерелье из кирказона или хлопка, если семья была бедной. Затем они делали надрезы на ушах ребёнка и разбрызгивали, желая прогнать прочь злых духов, кровь перед изображением творца зла. Покидая храм, родители оставляли детскую ленточку, чтобы потом жрецы нашли её, и ребёнок переходил на попечение жрецов.

Мальчиков и девочек, проходивших курс в кальмекак, обучали на жрецов и жриц. Мальчики жили на территории храма вместе со жрецами; что же касается девочек, то неизвестно, проживали ли они в кальмекак. В учащихся воспитывали привычку руководствоваться в жизни ценностями ацтекского общества — умеренность, трудолюбие, повиновение и благоразумие. Также их учили властвовать собой. Родители пытались подготовить своих детей к суровой жизни в кальмекак, советуя им смотреть на процесс обучения как на жертвоприношение, мириться с тем, что их будут унижать и наказывать. Хорошие ученики (мальчики и девочки) занимались различными хозяйственными работами: они в том числе убирались, готовили еду, собирали и приносили дрова для огня, изготавливали краски, которыми жрецы покрывали свои тела, трудились на земле и возводили стены и ограды. Ведя скромный образ жизни, прилежные учащиеся не познавали ни вкуса вина, ни женских прелестей. Также они принимали участие в жреческих ритуалах: они, например, постились и в знак покаяния молились в полночь. Для этого они уходили далеко от кальмекак и по сигналу трубы били себя, совершая акт самопожертвования, колючками агавы. Кроме того, хорошие учащиеся учились правилам поведения и членораздельной речи. Старшие ученики обучались военному искусству.

Когда ученики плохо себя вели, их сурово наказывали. За незначительное ослушание учащихся заставляли дышать дымом от костра, в котором горел красный перец. Также им прижигали кожу, делали надрезы на ушах, груди и бёдрах или икрах ног либо стегали крапивой. Существовали и более серьёзные, с летальным исходом, наказания. Если учащихся уличали в пьянстве или добрачных половых связях, их могли повесить или бросить в костёр и расстрелять из лука стрелами. Сыновей знатных родителей всегда сильнее наказывали, поскольку от них и ожидали большего.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 461-462.

Понятие: