Идеация

ИДЕАЦИЯ — термин феноменологии Э. Гуссерля, обозначающий направленность сознания непосредственно на «всеобщее» («сущность», «эйдос», «априори»), а также метод созерцания всеобщего. И., наряду с редукциеи, составляет основу феноменологического метода. В произведениях Гуссерля встречаются также выражения «идеирующая (генерализирующая) абстракция», «категориальное созерцание», «созерцание сущности», «эйдетическая интуиция», которые близки по смыслу понятию «И.».

Интуитивное познание в феноменологии строится исключительно рационально и «не содержит мистических тайн». Эйдетическая интуиция доступна всем, и мы всегда ею пользуемся, когда, например, выделяем тон «С» в тональном ряду или число «2» в ряду чисел, наконец, когда, имея перед глазами лишь отдельные стороны предмета, доступные взгляду с занимаемой нами точки зрения, мы видим предмет целиком как «дом», «стол» и т.д. Тем не менее в обыденном опыте подобные интуиции не достигают рефлективного прояснения.

Согласно феноменологическому учению, интуиция — это не мышление, а созерцание, созерцание всеобщего «Что» предмета (см. Феноменологическая теория значения; Ноэма). Акты познания всеобщего принципиально отличны от актов сознания, направленных на индивидуальное, хотя оба могут и опираться на одно и то же чувственное содержание, и созерцание сущности может надстраиваться над индивидуальным чувственным созерцанием. Однако если в одном случае мы имеем в виду индивидуальное (например, зеленый цвет этого дерева), то в другом — не конкретно данный в чувственном созерцании предмет (свойство), но его «идею» (само Зеленое как таковое).

Методически И. осуществляется путем свободной вариации в фантазии модусов данности единичного «примера» и образования принципиально открытого горизонта произвольных вариантов начального образца. При этом в постоянном перекрывающем совпадении вариантов проступает общая им всем сущностная форма как необходимо сохраняющийся во всех вариациях инвариант. В процессе И. велика роль фантазии (царства «чистых возможностей»), предоставляющей среду для отделения чистой сущности (эйдоса) от всего фактического.

Чистая сущность - это предмет особого рода, не существующий в какой-либо реальности. Необходимо отличать эйдос от логического понятия, абстракции (в смысле выделения части содержания) или эмпирического обобщения. Индивидуальные предметы и созерцания используются в И. лишь как «образцы», на основе которых (но не «в них» или «из них») могут быть выявлены их «праобразцы» — априорные сущности.

И. и эйдетическая редукция являются основными методами «эйдетических наук», т.е. наук об эйдосах и априорных структурах различных регионов сущего.

Литература:

Husserl Е. Logische Untersuchun- gen. ZweiterTeil: Untersuchungen zur Phanomeno- logie und Theorie der Erkenntnis (Husserliana, 19— 20). Den Haag, 1984;

Idem. Phanomenologische Psychologie. (Husserliana, 9). Den Haag, 1968;

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. I. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999;

Шпет Г. Г. Явление и смысл. Томск, 1996; 

Левинас Э. Философская интуиция /Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998;

Бочоришвили А.Т. Проблема интуиции в феноменологии Э. Гуссерля // Вопросы философии. 1971. № 5.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 182.

Понятие: