Новгородская школа

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - начало 16 веков), одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородской школы, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045-1050 годов; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119 году) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 века (Спаса на Нередице, 1198 год; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185-1192 годы; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 века). В живописи 12 века наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства - главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщённость, декоративная графичность отличают ряд икон 13 - начала 14 веков («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 – начала 14 веков зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292 год; Успения на Волотовом поле, 1352 год, см. Болотова). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 - начала 15 веков (Фёдора Стратилата церковь, 1360-1361 годы; Спаса на Ильине церковь, 1374 год) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378 год, Феофан Грек), Фёдора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 века), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390 годами) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалёве (1380), Рождества на кладбище (1380-1390-е годы). В иконописи конца 14-15 веков отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами»  в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Новгородской школы велика роль плетёного орнамента.

М. И. Андреев.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 18. Никко – Отолиты. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

Литература:

Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства, т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966-68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.