Чань (Ильичёв, 1983)

ЧАНЬ, школа буддизма махаяны, сформировавшаяся в Китае на рубеже 5—6 веков. Первым китайским патриархом Чань считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма. Как самостоятельная система Чань сложилась при 6-м патриархе Хой-нэне (637—713). Название школы происходит от сокращённого варианта китайской транскрипции санскритского слова дхъяна (кит. чань-на) — мистическое созерцание, сосредоточение, медитация. Однако методы пассивной медитаций, заимствованные из традиционной буддийской йоги, сочетались в Чань с методами активной, «динамической» медитации, заимствованными из психотехники даосизма; заметное влияние оказал также тантризм. Религиозно-философское учение Чань сложилось на основе воззрений мадхьямики и йогачары, переосмысленных в духе Трактатов раннего даосизма («Дао дз цзин», «Чжуан-цзш и др.) И комментариев представителей неодаосизма. Основные принципы теории и практики Чань: недоверие к слову и тексту как форме передачи высшей истины и дискурсивно-логических мышлений как способу её постижения; возможность достичь «просветления» и «освобождения» без длительного восхождения по пути самосовершенствования; спонтанное и внеинтеллектуальное постижение высшей истины посредством интуитивного озарения; возможность достижения совершенства в процессе активной жизнедеятельности и эстетизации окружающей действительности (в Чань высоко ставились различные виды практической деятельности, которые могли рассматриваться как своеобразная форма йоги; физический труд, творчество художника, поэта или актёра, «военно-прикладные искусства» — кулачный бой, борьба, фехтование, стрельба из лука и т. д.); преодоление привязанности к духовным авторитетам и догмам; отказ от подражания и обретение внутр. свободы; снятие всех противоположностей типа «время — вечность», «субъект — объект», «жизнь — смерть», «истинное — ложное», «добро — зло» и т. д. С 7 века появилась в Японии — см. Дзэн.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Книга поучений шестого патриарха (Хой-нэна), в кн.: 3а-вадская В. В., Эстетич. проблемы живописи старого Китая, М., 1975; Завадская Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, v. 1—3, L., 1927—34; Watts A. W., The Spirit of Zen, N. Y., 1960; Blyth R. H., Zen and Zen classics, v. 1—7, Tokyo, 1963—66.

Понятие: