Проповедь как жанр литературы

Являясь самым настоящим орудием убеждения, проповедь обретает славу и достигает вершин красоты и софистики. Ее эволюция в Перу в качестве литературного жанра происходит параллельно кампании языковой унификации. Публикация проповедей поддерживается изданием словарей и грамматик. Проповедь становится не только ключевым элементом общественной морали, но и образцом правильного употребления языка для жителей Испанской Америки. Она служит устной передаче христианской культуры и распространению грамотности. Понимание проповедей становится для городского жителя предметом гордости. Проповеди звучат в соборах и в больших приходах, церквях и монастырях, а также в университетах.

Период с 1550 по 1700 годы, золотой век испанской литературы, также является и золотым веком проповедей, богатых метафорами и глубокими концепциями, имеющих целью пробудить воображение слушателей, как простых людей, так и ученых и артистов. Мигель Санчес, Антонио де Альдерете и Пабло Сальседа — великие проповедники Новой Испании XVII в., срывающие аплодисменты толпы; Хуан де Эспиноса Медрано, по прозвищу Lunarejo, — их перуанский коллега. Фрай Мартин де Веласко, знаменитый проповедник из Санта-Фе-де-Боготы, желая доказать превосходство ораторов Индий, в 1677 г. издал сборник речей. Бразильский отец иезуит Антонио Виейра, чьи проведи опубликованы в 12 томах, становится образцом для подражания для своих коллег в испанских вице-королевствах.

 Использованы материалы изд.: Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 178.

Понятие: