Теория мотивации Кюля

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ КЮЛЯ (от греч. theoria — исследование и лат. moveo — двигаю). Разновидность модели целенаправленного поведения Дж. Аткинсона, разработанная Ю. Кюлем (Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlung- skontrolle. В.: Springer Verlag, 1983). В ней — на основе модели «ценность поведения х вероятность успеха» — постулируется, что для осуществления деятельности необходимо не только наличие у субъекта соответствующих мотивации и способности, но и выраженность интегративного критерия эффективности данной деятельности — «контроля действия» (Handlungskontrolle). Были выделены два вида контроля деятельности: ориентация субъекта на действие (когнитивная активность, направленная на выбор из альтернатив и преодоление несоответствия между актуальными и достигаемыми позициями); ориентация субъекта на состояние (когнитивная активность, направленная на субъективные состояния как таковые, локализованные или в настоящем, или в прошлом, или в будущем, представленные в виде персевераций). При ориентации на действие человек продолжает реализацию намерения, а при ориентации на состояние он погружен в мысли, отвлекающие его от непосредственного выполнения намерения, включая мысли о себе, о каких-то других делах и пр. Предполагается, что при неуспехе деятельности сначала должны активироваться мысли и чувства, ориентированные на продолжение действия, но если неуспех продолжается, то закономерно возникают мысли и чувства, ориентированные на собственное положение, что тормозит осуществление достигающей деятельности, даже когда действия, которые намеревался осуществить человек, потенциально выполнимы (Volitional aspects of achievement motivation and learned helplessness: Toward a comprehensive theory of action control // B. A. Maher (Ed.), Progress in Experimental Personality Research. Vol. 13, pp. 99—171, New York: Academic Press, 1984). Неудача при выполнении какого-то задания может вызвать тревогу и самообвинения, которые помешают выполнению других заданий, что было подтверждено и корреляционными, и экспериментальными исследованиями. При оценке индивидуальных различий в ориентации на действие/состояние с помощью опросника, обладающего очевидной валидностью, оказалось, что после некоего неподконтрольного события ухудшение результатов отмечалось только у испытуемых, ориентированных на состояние. Когда ориентация на состояние вызывалась искусственно просьбой сосредоточиться на собственных мыслях и чувствах во время выполнения задания, после неудачи результативность испытуемых снижалась; у испытуемых, не получавших подобной инструкции, ухудшения результатов не отмечалось. Диагностика. Для анализа видов контроля деятельности Ю. Кюлем предложена методика «Handlungs- kontrolle nach Erfolgs- und Misserfolgserfahrung und prospektive Handlungsplanung», которая имеет следующие шкалы: 1. Ориентация на успех в мыслях. 2. Ориентация на успех в действиях. 3. Ориентация на неуспех в мыслях. 4. Ориентация на неуспех в действиях. 5. Ориентация на перспективу в мыслях (уверенность при решении задач). 6. Ориентация на перспективу в действиях (уверенность при решении задач).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 583-584.

Литература:

Stiensmeier J. Begabungskonzept als Bedingung von Lageorientirung // Zeitschrift fur experimentelle und angewandte Psychologie. 1985, 32, 4, 627-641; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986; Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991; Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.