Вальденсы (СИЭ, 1962)

ВАЛЬДЕНСЫ (позднелат. Valdonses), «лионские бедняки» (лат. Pauperes de Lugduno), или леонисты (лат. Leonistes), - еретические секты в христианстве, возникшие в последней четверти 12 века и распространенные в Южной Франции, Северной Италии, Германии, Чехии, Испании, Швейцарии. По мнению средневековых хронистов, свое название получили от лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdès), который, согласно преданию, роздал свое имущество и стал проповедовать бедность (около 1175 года). Возможно, название произошло от наименования жителей долин Дофине и Пьемонта.

Резко и всесторонне критикуя католическую церковь, вальденсы требовали от нее полного отказа от собственности и доходов, в частности - от десятины; не признавали действенности таинств, совершенных католическим духовенством; отвергали возможность отпущения им грехов и допускали исповедь мирян друг другу - все это вело к ликвидации сословия священников. Вальденсы не признавали догмата о Христе (считая каждого честного человека сыном божьим, имеющим божественную душу, а тело столь же почитаемым, как тело Христа). Они не почитали крест, не поклонялись иконам, отрицали необходимость церковных зданий и молитв за умерших (в связи с отрицанием чистилища). Утверждение вальденсов, что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католического духовенства, в том числе римского папы (выступали против приписываемой ему особой миссии - наместника святого Петра). Выдвинутый вальденсами уже в 12 веке тезис о необходимости слушаться только бога, а не людей, вел к отказу от подчинения светским властям, которых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать (отражение борьбы народных масс против феодального государства и против городского патрициата). Осуждали грабительские крестовые походы. Вальденсы делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи «перфектов», или «сандалиатов», и на содержавших их «верующих» и «друзей». Вальденсы собирались на свои съезды, вели различными средствами пропаганду против католической церкви, используя сделанные ими переводы Евангелия на народные языки. Основную массу вальденсов составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых районах (высокогорные территории Франции, Северной Италии и Швейцарии) ересь вальденсов приняла специфический характер - являлась реакцией «...патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма...», представляла собой «...реакционную, по форме и содержанию, попытку отгородиться от исторического развития»" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, некоторые общины вальденсов сохранились и в 20 веке (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).

Н. А. Бортник. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Бортник Н. A., Еретич. секты Италии 1-й половины ХШ в., Сб. "Средние века", 1957, в. 10; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im südöstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Comba E., Storia dei valdesi, Firenze, 1930; Mohr M., Waldes und das frühere Waldensertum, "Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte", 1957, Jg. 9, H. 4; Werner E. und Erbstösser M., Sonal-religiose Bewegungen im Mittelalter, Wiss Zeitschrift für Karl Marks - Univ. Gesellschafts- und sprachwissensch Reihe, 1957-59, Jg. 7, H. 3; Koch G., Neue Quellen und Forschungen über die Anfange der Waldenser, "Forschungen und Fortschritte", 1958, Jg. 32, H. 5.