Сенсимонизм

Учение сенсимонизма при жизни Сен-Симона не было систематически им изложено. Это сделали позже его-последователи, и прежде всего инженер по образованию Проспер Анфантен, посвященный в сенсимонизм Олиндом Родригесом, учеником Сен-Симона. Анфантен на страницах "Продюктера" развивал теории, касающиеся вопросов кредита, бумажных денег, роли банков, рабочих союзов, промышленности. Необходимо, утверждал он, атмосферу вражды И соперничества, существующую между хозяином и рабочим, заменить духом товарищества. Он говорил также о значении железных дорог, о фермерстве, о ренте, о социальном переустройстве. Сенсимонисты провозглашали создание "международной ассоциации командиров индустрии", которая организовала бы изучение учеными и инженерами проектов по лучшему использованию богатств земли. Сенсимонисты критиковали общество своего времени, они требовали политических реформ, социального переустройства, уничтожения привилегий, получаемых при рождении, утверждения нового закона о собственности, отмены права наследования, развития кредита, введения всеобщего образования.

Стремясь сблизить науку и религию, сенсимонисты упрекали католицизм за то, что он предал анафеме всю материальную сторону жизни. Утверждая новые социальные понятия, они представляли следующим образом социальное устройство общества: "Религия или мораль, теология или наука, религиозный культ или промышленность... священники, ученые, промышленники — таково общество!" Они считали, что должна быть установлена такая социальная иерархия: "Верховный священнослужитель по социальным вопросам, священнослужитель науки, священнослужитель промышленности".

Карл Маркс подчеркивал, что Сен-Симон способствовал распространению идеи дешевого государства. В этой связи Сен-Симон писал в "Катехизисе промышленников": «Общее политическое стремление громадного большинства общества состоит в том, чтобы им управляли возможно дешевле 1, чтобы им управляли возможно мягче, чтобы им управляли наиболее способные люди, притом так, чтобы общественное спокойствие было вполне обеспечено. Но единственный способ удовлетворить все эти разнообразные желания большинства состоит в том, чтобы поручить наиболее значительным промышленникам руководство государственным достоянием. Ибо наиболее значительные промышленники больше всего заинтересованы в поддержании спокойствия, они наиболее заинтересованы в экономии государственных расходов, они также больше всего заинтересованы в ограничении произвола; наконец, из всех членов общества они лучше всего доказали свои положительные административные способности, так как успех их частных предприятий свидетельствует об их способностях в этой области» 2.

Затем Сен-Симон добавляет:

"Теперь нация делится только на два класса: буржуа, сделавшие революцию и направившие ее в своих интересах, уничтожили исключительную привилегию дворян пользоваться государственным достоянием. Они заставили допустить себя в класс правителей, так что теперь промышленники должны содержать дворян и буржуа. До революции нация платила 500 миллионов налогов, теперь она платит миллиард, и этого миллиарда еще недостаточно; правительство часто прибегает к значительным займам.

Общественное спокойствие будет находиться под все возрастающей угрозой, потому что налоги по необходимости будут все увеличиваться. Единственное средство помешать восстаниям, которые могут разразиться, состоит в том, чтобы поручить наиболее значительным промышленникам дело управления достоянием государства, т.е. поручить им составление бюджета" 3.

На первый взгляд кажется странным, что Сен-Симон создал "Катехизис промышленников". Но слово "промышленник" не имело для него и особенно для его учеников того смысла, которое мы ему придаем теперь.

Словом "промышленник" обозначали всех, кто работает — и рабочего, и его патрона. Сущность идеи промышленного общества состояла в том, чтобы вырвать власть из рук помещиков, являвшихся пережитком феодализма, и военных, представлявших разрушительные силы общества, и передать ее производителям.

Сенсимонисты не видели классовых противоречий среди производителей, противопоставляя их всех нетрудовым слоям общества. Вначале Сен-Симон видел в труде лишь естественную обязанность живого человека, потом он стал мечтать о трудящемся человечестве будущего, работающем не только ради существования, но и для того, чтобы расширить возможности человеческой деятельности и украсить жизнь. Вот почему Сен-Симон относится к утопическим социалистам, смелость мысли которых ценят современные пролетарии. Руже де Лиль в 1821 году написал "Первый гимн промышленников". К сожалению, припев гимна не очень удачен с точки зрения поэзии.

Слава нам, труженикам заводов, Слава, слава нашему благотворному труду! Во всех искусствах мы — победители соперников, Будем надежной гордостью нашего отечества!

В конце концов сенсимонисты превратились в деловых людей. После попытки устроить коммуну в Менильмонтане Анфантен и Мишель Шевалье были арестованы и отправлены в тюрьму Сент-Пелажи. Выйдя из тюрьмы, они приняли участие в организации и проведении общественных работ того времени. Под влиянием Анфантена Мишель Шевалье разработал планы развития навигации, строительства дорог, ирригационных сооружений, проект развития Бретани, Ланд, Сол они, проект эксплуатации угольных шахт, железных, медных и свинцовых рудников. Помимо этого, у Шевалье был план реорганизации банковской системы, земельной собственности, целью которого было облегчить освоение сельскохозяйственных угодий.

В намерения сенсимонистов входила также перестройка армии на манер промышленной школы, большие работы по благоустройству Парижа, что было особенно необходимо после холеры, свирепствовавшей в столице в начале 1831 года.

Из всего этого можно сделать вывод, что сенсимонисты интересовались банками.t Люди, которые в тридцатые годы развивали сенсимонисте кие взгляды или следовали им, через двадцать-тридцать лет стали магнатами крупной промышленности, дельцами Второй империи.

Если за попытки создать коммуны их во время луифилипповской монархии бросали в тюрьмы, то во второй половине XIX века сенсимонисты слились с развитым капиталистическим обществом.

Экономическим советником Наполеона III, который в молодости испытал некоторое влияние сенсимонистских взглядов (это, в частности, побудило его написать брошюру "Ликвидация пауперизма"), был бывший сенсимонист Мишель Шевалье, понимавший свободу прежде всего как свободу предпринимателей эксплуатировать рабочих.

Правда, под влиянием событий Наполеон III признал за рабочими право создавать общества взаимопомощи, запретив им, однако, выступать с какими-либо требованиями и заниматься политикой. Общества взаимопомощи могли только помогать нуждающимся, но на деле они часто выходили за предоставленные им узкие рамки деятельности.

Накануне войны 1870 года, оказавшейся пагубной для Второй империи, состоялись судебные процессы над деятелями I Интернационала, познавшими на собственном опыте относительность свободы в эксплуататорском капиталистическом обществе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что французская буржуазия, торжественно провозгласившая свой знаменитый лозунг "Свобода, Равенство, Братство", признавала свободу только при условии, что поборники свободы не затронут ее классовых интересов. И эта тенденция ограничивать понимание свободы определенными рамками существует и в современной Франции, стране капиталистических монополий, где свобода часто не реальность, а лишь пустое понятие.

Примечания

1. Сен-Симон это уже говорил в "Продолжении брошюры о Бурбонах и Стюартах", датированном 24. I. 1822.

2. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. II. М., Изд-во АН СССР, 1948, с. 124 — 125.

3. Там же, с. 125— 126.

Цитируется по изд.: Дюкло Жак. Во что я верю. М., 1980., с. 125-129.

Понятие: