Родовая община

Родовая (кровнородственная) община понимается как основная производственная ячейка первобытнообщинного строя. Она коллективно вела хозяйство на определенной территории, более или менее отграниченной от хозяйственной территории другой общины. Полученные продукты потреблялись совместно либо распределялись между членами для немедленного потребления. Относительно структуры и эволюции родовой общины среди советских исследователей имеются две основные точки зрения. Согласно одной из них, материнский род (типичный для развитого родового строя) и есть родовая община, все производственные отношения включены в более широкую категорию родовых отношений, производственные отношения перестают совпадать с кровнородственными лишь с переходом к патриархату. Согласно другой точке зрения, родовая община всегда не совпадала с родом: она была производственной ячейкой, а родовые отношения регулировали лишь брачные, социальные и идеологические стороны жизни коллектива.

В период разложения родового строя основной хозяйственной единицей становится большая семья (семейная община, большесемейная община, домовая община). Сначала формируется семейная собственность на движимое имущество (скот, запасы продуктов, орудия труда, зависимые и рабы), позднее - и на землю. У ряда народов, где, видимо, ощущалась нехватка наиболее удобных земель, выделение собственности семей прошло через этап земельных переделов. Община выделяла семьям участки во временное пользование и сохраняла право на их перераспределение. О переделах земли у «варваров» сообщает ряд античных авторов: Диодор Сицилийский о вакхейцах (кельтах), Страбон о далматах, Цезарь, а затем Тацит - о германцах. По этнографическим данным, передел на этой стадии развития общины отмечен в районах распространения переложного земледелия (Ассам, ряд областей Африки). Там, где процесс выделения семейных хозяйств происходил в сильно пересеченной местности (в горных районах Германии, Скандинавии, на Кавказе), сами условия производства препятствовали проведению переделов, и семейная собственность утверждалась без этого промежуточного этапа. Не существовало земельного передела и в обширных слабозаселенных равнинах с однородной почвой, где каждая большесемейная община имела возможность занять нужное ей пространство земли, не вступая в конфликт с другими семьями (так называемое захватное землевладение), и где община не испытывала, таким образом, необходимости в регулировании землевладения и землепользования. Даже после обособления собственности семей общим достоянием коллектива оставались пустующие земли, пастбища и т. п.

Форма семейной общины была обнаружена исследователями довольно рано. Сравнительно-исторический метод к ее изучению у разных народов применил Г. С. Мэн, который считал ее изначальной формой общины. M. M. Ковалевский обосновал взгляд на семейную общину как на переходный этап от родовой общины к сельской. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили его работы и использовали их в своих теоретических обобщениях. Среди советских исследователей значительный вклад в изучение семейной общины внес М. О. Косвен.

Долгое сохранение семейной общины даже у весьма развитых народов дает исследователям обширный материал по ее поздним формам (например, югославянская задруга), структура которых сильно модифицирована многовековым классовым обществом. Исследования же жизни народов, стоящих на стадии перехода к классовому обществу (полинезийцы, ряд народов Африки), позволяют вскрыть структуру древних форм семейной общины. Патриархальная семья, разрастаясь, может образовывать широкие разветвленные структуры, которые обозначают терминами патронимия, вторичный род, род второго и высшего порядков, или просто род. Пережитки таких структур сохраняются довольно долго, особенно у кочевых и горных народов (кавказские, афганцы), и характеризуются иногда как «родовые пережитки» в соседской общине.

Возникновение в ходе разложения родовой общины системы семейных общин дало значительный толчок к росту имущественной дифференциации. В том случае, если обстоятельства способствовали накоплению (развитие обмена), классовое общество могло возникнуть еще до появления соседской общины в собственном смысле слова. В более изолированных районах родовые связи отмирают и заменяются территориальными в процессе классообразования.

Л. Б. Алаев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.