Энциклика

ЭНЦИКЛИКА (лат. encyclica, от греч. enkyklios - круговой, общий для всех, общегражданский) - послание папы римского ко всем католикам по религиозным, общественно-политическим, моральным и т. п. вопросам. Энциклики носит программный характер. Посредством энциклик папство стремится формировать общественное мнение и влиять на развитие социальных отношений и политических событий в странах, где имеются верующие-католики. Энциклики называются по первым двум словам текста, который обычно пишется по-латыни.

В конце 19 века появилась первая социальная энциклика папы Льва XIII „Rerum novarum" («Новые вещи»), 1891 года, в которой была сформулирована социальная программа католической церкви. Она была направлена против идей научного социализма. Энциклика „Ouadragesimo anno" («В год сороковой»), 1931 года, подтверждала все положения „Rerum novaruni", пропагандировала классовый мир, осуждала социализм и коммунизм.

В 60-х годах 20 века в политике Ватикана появились новые тенденции, связанные с попытками осознать реальную обстановку в мире, сложившуюся в результате образования, развития и укрепления мировой социалистической системы, кризиса империализма и колониализма, изменения соотношения сил в пользу социального прогресса и социализма В Э. Иоанна XXIII ,Mater et magistra" («Мать и наставница»), 1961 года, хотя и декларировалась приверженность к незыблемым социальным доктринам католицизма, нашли отражение и происшедшие изменения в мире. В ней впервые не содержались прямые выпады против социализма н коммунизма, наряду с традиционным осуждением стремления создать общественный строй без бога Важным моментом явился призыв к отказу от применения ядерного оружия, к миру. Особенно зримо изменение позиций католической церкви по проблемам, связанным с войной и миром, отразилось в энциклике папы Иоанна XXIV „Расет in terris" («Мир на земле»), 1963 года. Главной ее идеей является призыв к мирному сосуществованию, к ядерному разоружению, к прекращению гонки вооружений и запрещению ядерного оружия, осуждение политики «на грани войны». В последующих папских энцикликах „Populorum progressio" («Прогресс народов»), 1967 года, „Redemptor hominis" («Спаситель человека»), 1979 года, и „Laborem exercens" («О человеческом труде»), 1981 года, признается тяжелое положение трудящихся масс в капиталистическом мире, особенно в слаборазвитых странах, осуждаются эксплуатация человека, расовое угнетение, различные формы социального неравенства, аморализм и т. д. Вместе с тем в них содержатся защита частной собственности, стремление примирить труд и капитал, призыв к реформизму как основе социальных преобразований, принижается значение социальных преобразований в современном мире, размах освободительного, антиимпериалистического движения, содержатся нападки на атеизм

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 470-471.