Несоизмеримости теорий тезис

НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ ТЕЗИС (англ. incommensurability argument) - утверждение о том, что конкурирующие и сменяющие друг друга альтернативные научные теории могут быть «несоизмеримыми» в том смысле, что между ними отсутствуют логические отношения, в том числе отношения противоречия. Эта концепция, выработанная в 1960-е годах в постпозитивистской (Постпозитивизм) философии науки, противопоставляется кумулятивной модели развития науки логического эмпиризма. Главными сторонниками этой концепции были Т. Кун и П. Фейерабенд, защищавшие ее в дискуссиях о принципах «рациональной реконструкции истории науки». В своих истоках несоизмеримости теорий тезис восходит к учению о «языковых играх» Л. Витгенштейна и «радикальному конвенционализму» К. Айдукевича. Тезис о несоизмеримости основан на «холистской» (Холизм) теории значения, согласно которой значение любого термина, используемого в теоретической системе, определяется всей системой в целом, а также на концепции «теоретической нагруженности» языка наблюдения, из которой следует утверждение о невозможности использовать этот язык для взаимного перевода и «соизмерения» теорий. В результате ученые, придерживающиеся различных теорий, смотрят на мир сквозь призмы различных концептуальных каркасов, поэтому факты, их теоретические интерпретации, решаемые проблемы будут существенно различными. Следует отметить, что о «несоизмеримости» можно говорить только в том случае, если сравниваются достаточно универсальные, фундаментальные теории или парадигмы (напр., механика И. Ньютона и теория относительности) или основанные на них более частные теории. Отсутствие логических отношений приводит к тому, что выбор между такими теориями, переход от одной парадигмы к другой осуществляется лишь по мировоззренческим и социально-психологическим основаниям. История науки предстает как дискретный процесс, лишенный преемственности. Научное сообщество - в историческом и синхронном плане - распадается на сообщества приверженцев разных фундаментальных теорий, не принимающих и не понимающих взглядов своих оппонентов. Исходя из этого тезиса, логика не может считаться основой научной рациональности; в последнюю необходимо включить социальные и психологические измерения. Методология науки, не имея четких критериев выбора теории, утрачивает нормативный характер и смыкается с социологией и историей научного знания.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 162.

Tags: