Лаццарони (Сальца, 2017)

В самом низу социальной лестницы помещались лаццарони. Среди них много было сирот и брошенных детей, поскитавшихся по приютам и больницам, а затем так и поселившихся на улице или на берегу моря. Больше всего их было в квартале Меркато (рыночном), где они могли найти хоть какую-то работу и еду. По версии Бенедетто Кроче, слово lazzaro происходит от староиспанского laceria (от латинского lacerus — рваный, растрепанный), означавшего как нищету, так и проказу; таким образом, lazzaro, подобно испанскому pobreandrajoso, значит «нищий», «оборванец». Это слово ассоциируется также с евангельским рассказом о Лазаре из Вифании, воскрешенном Христом *. Как и тот Лазарь, неаполитанские лаццарони одевались в лохмотья, ходили босиком, в одной рубахе да холщовых штанах. У них не было дома, они спали на скамейках (banchi), почему их также иронически называли «банкирами» (banchieri). На зиму у них была только суконная блуза, в которую они кутались от головы до пояса. Своим положением они не были довольны, но, если верить тому, что рассказывают, у них выработалось нечто вроде жизненной философии, которая, наряду с грошовой работой, позволяла им довольствоваться тем, что есть.

Лаццарони ничего не имели и ничего не делали, чтобы иметь больше. Они питались под открытым небом пирогами, вяленой рыбой, овощами, требухой. Их имя связано с восстанием Мазаньелло 1647 года, где лаццарони были главными действующими лицами. Восстание напугало дворян и испанскую власть. В 1799 году они деятельно выступили не за перемены, а за контрреволюцию. Во время якобинского эксперимента в Неаполе часть лаццарони — и немалая, что бы ни говорили последующие историки, — принимала в событиях революции деятельное участие. Они были против иностранной (французской) оккупации и смело сражались против нее — чуть ли не одни в Неаполе — и против абстрактных идей якобинцев. Вследствие этого из них составились самые активные и жестокие банды войск Санта-Феде (Святой веры), свергнувших революционное правительство и вернувших на престол короля. Притом с тех пор, как на престол взошел Фердинанд IV, у них сразу установились с ним особые отношения: этого «короля-лаццарони» они признавали за своего.

Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 87-89.

Примечания

* Точнее, о нищем Лазаре, взятом в рай (сравните русское «петь Лазарем»), но в народном сознании два этих евангельских места часто смешивались. – Прим. пер.

Понятие: