Коррида

КОРРИДА. «Дикий праздник» (fiesta brava), или бой быков, — невероятно популярное зрелище. Коррида завезена в колонии обожающими ее конкистадорами, которые стремятся точно воссоздать традиционный для Испании ход праздника. А все праздники в Испании традиционно заканчиваются боем быков. Первая коррида проводится в Мехико 13 августа 1529 года, в честь падения Теночтитлана, за восемь лет до окончательной победы Кортеса. Отныне каждый год празднование этого события увенчивается боем «семи быков». То же самое происходит и в честь праздника святого Иакова (25 июля), в день восхождения на престол нового монарха и в дни рождения принцев. Первая коррида в Лиме датируется 25 марта 1540 года, в ходе которой конкистадор Франциско Писарро лично убивает второго быка. Тем не менее вскоре бои быков в Перу упразднены и возобновляются лишь в 1630 году.

«Дикий праздник» — это не просто отдельное зрелище, развлечение или «спорт». Он является частью более обширных и разнообразных празднований, равно как и поединки на копьях, поскольку люди той эпохи быстро утомляются от однообразия и наибольшее удовольствие находят в постоянной смене действий. Нет даже постоянных арен, они всегда возводятся спонтанно, иногда даже на центральных площадях. Состязания на копьях или поединок на лошади с быком — это такие же важные события, как и шествия и церемонии. В Мехико и Лиме корриды проводятся также и в честь вступления в должность вице-королей и длятся три дня. Поставщики мяса городским властям предоставляют для праздника сотню быков.

Несмотря на то что коррида является народным развлечением, это зрелище в полной мере отражает социальную иерархию. На ее вершине находится вице-король, его ложа расположена выше лож других чиновников и представителей знати. Несмотря на частые запреты церкви, прелаты не пренебрегают большими корридами. Более того, именно архиепископ Гарсия Герра, в бытность свою временно исполнявший обязанности вице-короля (1611—1612), приказал построить арены в королевском дворце Мехико. Некоторые монахини даже посвящают корридам стихи. Во время больших праздников особые места зарезервированы для представителей Инквизиции, соборного капитула и профессоров университетов.

Во второй половине XVIII века, в эпоху просвещенного абсолютизма Бурбонов, отношение властей меняется. Бои быков объявляются забавой для черни, варварской и кровавой, следовательно, мешающей прогрессу и цивилизации, а потому подлежащей постепенному устранению. Если прежде в середине представления имел место конный поединок знатного сеньора с быком, то теперь в корриде участвуют исключительно простолюдины. «Дикий праздник» перестает быть почетным занятием. Некоторые дворяне тайно устраивают его в своих асьендах или скрываются за маской, выходя на арену (tapados у preparados). В то же время программа представления меняется в сторону постепенного увеличения напряжение, вплоть до момента апофеоза, когда тореадор «стоя», т. е. без лошади, убивает животное. В перерывах даются маленькие интермедии: сумасшедший, сбежавший из больницы, дразнит быка и прячется; охотничьи собаки облаивают и кидаются на животное, проводятся петушиные бои. Арена заполняется попрошайками и бродячими торговцами, пирогами и сладостями. После представления часто проводятся шумные балы, строго запрещенные в 1780 году в Мехико и 1790 году в Лиме. Новые веяния одинаково неблагосклонны и к импровизированным аренам. В 1790 году вице-королю Мехико настоятельно советуют построить постоянную арену, в качестве превентивной меры против беспорядков. Арена Лимы, вмещающая 10 000 зрителей, открывается в 1768 году.

Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 250-252.

Понятие: