Карма Кагью Дорже Линг

Карма Кагью Дорже Линг — необуддистская организация, которая появилась в России в 90-е годы и получила распространение прежде всего среди студенческой молодежи. Основателем Карма Кагью Дорже Линг является гражданин Дании Оле Нидал. Он и его приверженцы апеллируют к традициям одной из тибетских ламаистских сект линии кагью Миларепы и Кармап (красношапочного направления тибетского буддизма). Оле Нидал провозгласил себя законным наследником, учеником последнего, 16-го, Кармапы, поручившего ему распространение своего учения в западном мире. Его знакомство с тибетским буддизмом состоялось в конце 60-х годов в Тибете, куда он регулярно приезжал с целью контрабанды наркотиков. На территории совр. России, в крупнейших городах страны, насчитывается 14 центров последователей Нидала. Ежегодно гуру совершает турне через всю Россию в сопровождении своих приверженцев. Основы вероучения изложены в книгах Оле «Открытие Алмазного пути, «Основы дхармы», «Наставление по нендро», в которых предлагаются простые и доступные «техники» достижения «особых состояний первосущности человека». Таковой первосущностью объявляется человеческий ум, который провозглашается Абсолютом; воплощаясь в преходящих телах, он приносит несчастья, вызывает боль и смятение. Чтобы вернуть ум в его естественное состояние полного покоя, безмятежности, ясности и света, необходимо провести своеобразную «чистку», т. е. удалить из ума все, что его загрязняет. Способы достижения этой цели определяются культовой практикой. Культовая практика Карма Кагью Дорже Линг является упрощенным, вульгаризированным вариантом ламаистской обрядности. Основу культа составляет «получение прибежища», т. е. получение личного благословения от самого гуру, необходимое для вхождения в организацию. Далее следуют так называемая «простирания» (род физических упражнений), затем — медитация как разновидность несложного аутотренинга и обряд «подношения мандалы». Последний обряд выглядит как последовательное насыпание по окружности блюда кучек пестроокрашенного риса, с одновременным произнесением мантр, заклинаний и мысленным представлением самых разнообразных мифологических сюжетов. Организации Оле Нидала не имеют иерархических структур. Кружки последователей гуру, как правило, возникают в городах, которые ему удается посетить. Во главе таких кружков спонтанно появляются лидеры, не имеющие какой-либо особой власти, но являющиеся энтузиастами и активными пропагандистами учения гуру. Они же, как правило, координируют связь с центром, ведают получением и распространением литературы и атрибутов (четок, благовоний, статуэток и картинок с изображением Кармапы, богов, духов и т. д.). Рядовые последователи регулярно собираются на квартире одного из членов организации, чтобы пообщаться, медитировать, посмотреть видеофильмы с восточной тематикой. Возрастной состав таких кружков — от 17 до 27—30 лет. Преобладают молодые люди, женщины составляют меньшинство. Общее число последователей невелико, ядро одной организации обычно насчитывает 15—20 человек. 

Л. И. Григорьева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 160-161.