Мутазилиты (Гогоберидзе, 2009)

МУТАЗИЛИТЫ (араб. — обособившиеся) — представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. По преданию, М. получили свое название в связи с «обособлением» от кружка аль-Хасана аль-Басри (умер в 728 году) и его учеников Басила ибн Ата (умер в 748 году) и Амра ибн Убайда (умер в 762 году). Мутазилитами называли также «поборниками справедливости и единобожия» по первым двум выдвинутым ими принципам. Всего этих принципов было пять: 1) справедливость Аллаха выражается в свободе человеческой воли; 2) строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов; 3) если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; 4) мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим; 5) мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом (принцип «повеления достойного одобрения и запрещения достойного порицания»). Природный мир осмысливался мутазилитами в категориях субстанции и акциденции, соответствующих понятиям тела и его качественно-количественных характеристик. По вопросу о существовании предела делимости тел взгляды мутазилитов разошлись: аль-Алляф и его последователи устанавливали предел деления на «частях, не имеющих частей», «единичных субстанциях», в то время как ан-Наззам и его сторонники учили о делимости тел до бесконечности. Гносеология мутазилитов характеризуется тезисом о превосходстве знания над верой, отрицанием слепого следования религиозным авторитетам (таклид) и всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением. Этический рационализм мутазилитов выражается в учении о том, что «прекрасное» (добро) и «безобразное» (зло) суть нечто, устанавливаемое не Аллахом, а человеческим разумом, исходящим из объективных свойств явлений. Согласно мутазилитам, руководитель мусульман (имам) избирается из мусульманской общины независимо от его социальной и этнической принадлежности и может быть отстранен от власти (при необходимости и силой), если его поступки несправедливы. При халифе аль-Мамуне и двух его преемниках — аль-Мутасиме и аль-Васике (правили в 813-847 годы), деятельность мутазилитов, как и других мыслителей-рационалистов, поощрялась государством. Однако при аль-Мутаваккиле (правил в 847-861 годы) мутазилиты подверглись гонениям. Мутазилиты вновь проявили себя во время правления Бундов (945-1055 годы), при которых сформировалась мутазилитская школа Абд аль-Джаббара (умер в 1025 году). К безусловным достижениям мутазилитов относится то, что они подготовили почву для развития на мусульманском Востоке философии, основанной на античном наследии.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 154-156.

Понятие: