Самореализации этика

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЭТИКА — течение в буржуазной теории морали, возникшее в конце 19 в., идеи которого развивают философы различных направлений — объективные идеалисты (Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Дж. С. Маккензи, Б. Бозанкет — Англия; Дж. Ройс — США), американские и французские персоналисты (Б. Боун, М. Колкинз, У. Хоккинг, Э. Мунье, Ж. Бастид), италальянец неогегельянец Кроче и другие. Согласно Самореализации этики, цель моральной деятельности состоит в реализации каждым индивидом своего «внутреннего Я», которое считается уникальным, неповторимым. Отсюда делается вывод, что нравственное значение поступков человека заключается в их своеобразии, индивидуальности. Такое толкование критерия нравственности, опирающееся на принцип индивидуализма, в конечном счете приводит к волюнтаристским выводам о морали. Множество индивидуальных «Я» теоретики Самореализации этики включают в некую всеохватывающую систему «абсолютного Я» (иногда трактуемого как бог), по отношению к которому первые выступают как части единого целого. С помощью такой системы якобы утверждается гармония интересов: каждый человек, руководствуясь лишь требованиями своей индивидуальной сущности, служит целому, т. е. обществу. Апологический смысл Самореализации этики состоит в том, что она оправдывает всестороннее подчинение индивида законам жизни буржуазного общества, которому придается вид внеисторической, надсоциальной системы.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 397-398.

Tags: