Вайбхашика

ВАЙБХАШИКА (санскр.), вначале носившая название сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласарвастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в начале н. э. в Кашмире (так называемого 4-го буддийского собора) были составлены комментарии к канону (вибхаша) — отсюда назв. школы. Основным источником для изучения вайбхашики служит трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну) Васубандху «Абхидхармакоша».

Основа воззрений вайбхашики — учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Схоластический реализм вайбхашики приводит к утверждению неизменного постоянного числа дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение — это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее значимые среди них — с точки зрения течения процесса познания — классификации на скандхи, аятаны, или основы сознания, и дхату, группы элементов сознания. Нирвана как абсолютная реальность предстаёт в вайбхашике совершенно отделённой от нирваны как психологического состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая вещная данность — дравья (букв.— вещь). Этот примитивный реализм вайбхашики смягчается указанием на то, что «материальный» не означает «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.