Идеальное познание

ИДЕАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - одно из основных понятий духовно-академической философии, вид познания, обращенный к сверхчувственному бытию и оперирующий идеями - понятиями, выходящими за пределы чувственного и эмпирического познания. Сформулировано в трудах Голубинского, использовалось в гносеологических построениях представителей логико-рационалистического направления духовно-академической философии - В. Н. Карпова, Кудрявцева-Платонова, А-я. И. Введенского. Учение об идеальном познании является гносеологическим следствием религиозно-философского видения онтологической структуры мира, представленного в системе трансцендентального монизма: трем типам бытия - материальному, духовному и Абсолютному соответствуют 3 типа познавательной деятельности человека и соответственно 3-членная структура самой познавательной способности. Основываясь на платонических и неоплатонических представлениях о познании, а также под влиянием западноевропейского рационализма, немецкой классической философии представители духовно-академической мысли в качестве познавательных способностей человека выделяли чувства (ощущения, представления), рассудок (intellectus), разум, или ум (ratio). 3 видам познавательной способности человека соответствовали 3 типа познания – эмпирическое (чувственное) познание мира физического, рациональное (рассудочное) познание духовного мира и разумное, «идеальное» (умственное) познание сверхчувственного бытия. Трехчленная структура познавательной способности человека выделялась в трудах Голубинского, Сидонского, Карпова. Сидонский в своем «Введении в философию» писал о чувствах, рассудке и разуме как 3 источниках познания. 3 типам бытия у Карпова соответствуют 3 возможные отношения человека к миру: человек может познавать мир, во-1 -х, через внешние ощущения, связывающие его с чувственной реальностью, во-2-х, через понятия, обусловливающие связь с «мыслимой» сферой бытия, в-3-х, через духовное созерцание, связывающее человека с Богом. Таким образом, только наличие этой троякой гармонии в цельном сознании человека обеспечивает получение достоверного знания о бытии: знание и бытие, идеальное и реальное рассматриваются в их нераздельном существовании. В рамках духовно-академической философии выделяются различные истолкования идеального познания. Кудрявцев Платонов утверждал наличие в душе человека особого органа для непосредственного восприятия воздействия Божественного на дух человека - ума, способного образовывать понятия, выходящие за пределы эмпирического и рассудочного познания, или «идеи», соответственно он определял познание, обращенное к сверхчувственному предмету и оперирующее идеями как идеальным познанием. Он толковал идеи в соответствии с учением Голубинского как результат непосредственного созерцания Абсолютного. Использовал также положение Карпова о том, что «идея есть не идеализация приобретенных опытом понятий, а непосредственное созерцание истины, сообразной с природой ума». В основе идеального познания лежит врожденная человеческому духу идея Божества. Она возникает в результате постоянного воздействия Божества на духовную природу человека. Человек при этом не пассивно воспринимает данное воздействие, а активно участвует в образовании идеи о Боге, причем не только на стадии собственно идеального познания, но уже и на рассудочной стадии. Воздействие Бога на дух человека - естественное откровение как восприятие умом (высшей познавательной способностью человека) сверхчувственного - определяет возможность идеального познания. Поскольку в философских построениях Кудрявцева-Платонова Абсолютное бытие является основой всего существующего, постольку и идеальное познание, обращенное к нему, выступает в качестве высшего вида познания, оно является определяющим по отношению к эмпирическому и рациональному познанию. При этом основная задача идеального познания не ограничивается постижением и обоснованием истины бытия Бога; она состоит в том, чтобы найти применение этого понятия к объяснению и освещению по возможности всех конкретных явлений природы и духа с религиозной точки зрения. Таким образом, значение идеального познания в воззрениях Кудрявцева-Платонова выходит за пределы гносеологии и приобретает религиозно-просветительскую направленность. Не все представители духовно-академической мысли, анализирующие проблему богопознания, разделяли мнение Карпова и Кудрявцева-Платонова о наличии особого органа познания Божества, о непосредственности получаемого этим органом знания. А-й. И. Введенский, продолживший традицию обоснования «верующего разума», придал иной смысл понятию идеального познания. Тогда как Кудрявцев-Платонов для восприятия воздействия Бога на дух человека признавал наличие ума как особой познавательной способности, Введенский отрицал его существование и приписывал способность богоощущения всем сторонам человеческого духа. Идеальное познание в его трактовке есть непосредственное видение сверхчувственного, опирающееся на способность человека к гармоничному сочетанию всех типов познавательных сил и особого рода эмоциональному и интеллектуальному напряжению.

И. В. Цвык

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 216-217.

Литература:

Введенский А. И. Вера в Бога, ее происхождение и основания. М., 1891; Голубинский Ф. А. Лекции по философии. М., 1884. Вып. 1—3; Карпов В Н. Введение в философию. М., 1840; Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. Т. 1-3. Сергиев Посад, 1892-1894: Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002; Она же. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX в. М., 2012.