Разум и рассудок (Фролов, 1991)

РАЗУМ И РАССУДОК — понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические «мерила» для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рассудок, человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Главное отличие Разума в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Разум создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения немецкой классической философии. У Канта Разум ограничен лишь «регулятивными» функциями, Фихте делал упор на Разум как на творческую «полагающую способность»; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рассудов, но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рассудок— излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному («Капитал»), В марксизме проблема Рассудка и разума решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 382.