Тесты (Осипов, 2014)

ТЕСТЫ (англ. tests — испытания, пробы) — один из распространенных и эффективных видов методик психологической диагностики; его выполнение требует актуализации некоторых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека: учебной, профессиональной, спортивной и др. Этим тесты отличаются от анкет, опросников и других диагностических методик. Задания тестов в большинстве составляются из слов, рисунков, символов. Авторы берут нужный для построения тестов материал из исторически сложившейся культуры близкой им социальной общности. Тестов, «свободных от культуры», а значит, одинаково понятных по материалу индивидам из разных социальных общностей, создать нельзя. Тесты предназначены для того, чтобы по полученным при испытаниях данным судить о состоянии психики индивида, о богатстве умений, которыми он владеет, а отсюда — о его подготовленности к определенной практической деятельности и к приобретению новых умений или расширению диапазона уже имеющихся. Тесты применяют в целях профориентации и психологического профотбора. Набор заданий может быть назван тестами лишь после того, как он пройдет стандартизацию и будут получены приемлемые коэффициенты его надежности и валидности. Информация, полученная при тестировании, оперативна, и данные индивида при изменении условий его жизни могут измениться в ту или другую сторону.

Когда называют тесты инструментом измерения психики, то имеют в виду количественное выражение получаемых результатов. Однако этот результат обусловлен двумя главными и относительно независимыми факторами: освоенностью данного обобщенного умения, на выявление которого направлено тестирование; владением материалом, использованным для построения заданий тестов, что и придает им определенную культурную ориентацию. В социально однородной группе последний фактор будет в значительной степени элиминирован. Если тестируемая группа составлена из индивидов различных по своей социальной характеристике слоев, то тест измерит совместное действие двух разных факторов, и не представится возможным установить раздельно вклад каждого из них. Нужно знать, что коэффициенты валидности в большинстве тестов невысоки. Фактор культуры на практике сказывается на процессах обучения, инструктирования, специфике самой деятельности. Однако отождествление обоих факторов неправомерно. Для индивида отнюдь небезразлично, как будет толковаться полученный им при тестировании результат — как характеристика его обобщенных умений или как характеристика его приобщенности к культуре, представленной в тестах, поэтому следствия для индивида в том и другом случае должны быть различными.

Тесты подразделяются на множество классов или типов. Различают психологические тесты и тесты достижений. Последние направлены на выявление вполне конкретных умений, знаний, усваиваемых по программам учебных заведений или квалификационным требованиям. По форме тесты достижений строятся так же, как психологические, их подвергают стандартизации и устанавливают их надежность и валидность (по содержанию). Это — методика объективного учета успешности. Собственно психологические тесты подразделяют на аналитические, комплексные, синтетические. Первые диагностируют обобщенное, но узкое умение, например, мысленное представление изменений на плоскости простой геометрической фигуры. Комплексные умения охватывают сложные действия в условиях, нередко приближающихся к реальным профессиональным ситуациям. Тесты интеллекта отличают от тестов «специальных способностей». Первые исследуют умения, относящиеся к действиям с логическими отношениями, их называют тестами учебных способностей; тесты «специальных способностей» диагностируют умения, требующиеся в некоторых группах профессий: конторских, технических, конструкторских и т. п. 

В обращении находятся наряду с вербальными тестами также и тесты действия. В них задание предлагается обычно в словесной форме, но выполнить его можно двигательным действием. Существует многих типов тестов: с готовыми ответами (удобными для машинной обработки) и с ответами, даваемыми в письменной или словесной форме. В психодиагностике представлены и социально-психологические тесты. Объект диагностирования (межличностные отношения, субъективные оценки обществ, явлений) в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Например, в социометрических тестах (иначе — тесты межличностных предпочтений) каждому члену группы предлагается в конфиденциальном порядке указать предпочитаемых партнеров для определенной совместной деятельности, иногда просят проранжировать всех членов группы по степени предпочтительности. По составленной итоговой матрице устанавливается суммарный социометрический статус каждого участника (Дж. Морено). Отечественные исследования показали, что эти тесты весьма ситуативны, надежность полученных данных колеблется в больших пределах. Более надежные данные показывает «шкала социальной дистанции» (Богардус), в которой изучается установка индивида по отношению к определенной социальной (в том числе и этнической) группе. Предусмотрено семь градаций: от наивысшей (тесное родство посредством брака) до самой низшей (предпочел бы не видеть в моей стране). Такого рода тесты исследуют прежде всего эмоциональное отношение и не апеллируют к умению сознательно управлять своими чувствами. Методики изучения межличностных отношений лишь условно можно назвать тестами, в них обычно представлены задания типа опросников.

Одной из перспективных попыток преодолеть недостатки тестов является новый их вид — тесты, ориентированные на критерий (критериально-ориентированные). Выдвигается критерий, степень близости которому и должны показать тесты. Им может быть перечень представленных общественных и квалификационных требований к индивиду, а в школе — общественно санкционированных требований к развивающемуся человеку с учетом его возраста. Аналитично расчлененный критерий при его сопоставлении с индивидуальными результатами специально подобранных (или заново сконструированных и проверенных лишь на надежность) тест раскроет, какими обобщенными и конкретными умениями и в какой степени владеет индивид, и какие умения ему необходимо приобрести, чтобы приблизиться к требованиям критерия. Проблема валидности в этих тестах увязана с фактической психологической подготовленностью индивида к выполнению требований критерия. В современном тестировании все шире применяются компьютеры; перевод тестов на них одновременно обеспечивает и стандартизацию тестирования, и получение всех данных по заданной программе.

К.М. Гуревич

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 523-524.

Литература:

Методология и методы соц. психологии. М., 1977; Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в соц-и. М., 1977; Анастази А. Психол. тестирование. М., 1982; Рузавин Г.И. Матемиза- ция науч. знания. М., 1984; Как провести социол. иссл-е. М., 1985; Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998; Mental Tests and Cultural Adaptation. The Hague; Montana, 1972.

Понятие: