Педология (Шапарь, 2009)

ПЕДОЛОГИЯ (греч. pais (paidos) — дитя и логия, букв. наука о детях) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX веков и обусловленное распространением эволюционных идей, а также развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели педологии — С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейеридр. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически.

В России педология получила широкое распространение еще в дооктябрьский период. К концу 20-х годах XX века в педологических учреждениях работали психологи, физиологи, дефектологи. Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии оказались безуспешными, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

В 30-е годы деятельность педологов-практиков была подвергнута критике за ошибки, совершенные в 20-е годы Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии стало торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 368-369.

Понятие: