Общество Сознания Кришны

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (кришнаиты, вайшнавы) — одна из нетрадиционных религий ориенталистской направленности, неоиндуистская организация, считающая, что ее религ. традиция восходит к Ведам — памятникам древнеиндийской литературы конца 2 — начала 1 тысячелетия до н. э. Фактическим истоком кришнаизма является антифеодальное антикастовое движение в средневековой Индии — бхакти (преданное служение и любовь к богу). Один из лидеров этого движения — Чайтанья, живший 500 лет тому назад, был объявлен аватарой (воплощением) верховного бога Кришны и до сего времени остается среди главных персонажей кришнаитского культа. Неокришнаизм возник благодаря миссионерской деятельности индуса Абхай Чаранад (1896—1977), известного под ритуальным именем Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 1966 году он основал в США Международное общество сознания Кришны (MOCK), и вскоре движение "Харе Кришна", состоящее в основном из молодежи, получило распространение во многих странах мира. Во главе MOCK был поставлен административный совет Джи-Би-Си, к которому перешло высшее руководство MOCK после смерти его основателя. К этому моменту Всемирная конфедерация кришнаитов располагала более ста ашрамами, школами, храмами, институтами и сельскохозяйственными коммунами. Широкое развитие получила издательская деятельность: опубликовано на более чем 40 языках несколько десятков канонических произведений, выпускается международный журнал "Обратно к Богу". Главной священной книгой считается комментаторское произведение А. Ч. Бхактиведанты "Бхагавадгита как она есть", к ней примыкает многотомное издание св. преданий (Бхагавата-пурана) — "Шримад Бхагаватам".

Кришнаиты считают, что мир давно вступил в эпоху страданий (Кали-Югу), когда спасти людей может только Господь Кришна, управитель вселенной. Главное средство спасения — преданное служение Верховной Личности и декламация св. мантры "Харе Кришна", что гарантирует освобождение человека от скверны материального мира — источника страданий. Поэтому кришнаитам вменяются в обязанность тысячекратные повторения этой маха мантры. Это может быть индивидуально совершаемый обряд джапы или же коллективное действо — киртан, часто сопровождаемое музыкой и танцами. Члены О. С. К. должны соблюдать четыре регулирующих правила (запреты на мясоедение, интоксикацию, на "азартные игры" и на внебрачный секс). Особое внимание уделяется прасаду — вегетарианской пище, которая получает освящение и считается насыщенной божеств, энергией Кришны. Практикуется ритуальная раздача прасада приглашенным в храм или просто окружающим. Верующие первой ступени (брахмачарии) должны жить в строгом безбрачии, верующие-домохозяева имеют семьи, но их супружеское сожительство также подвергается жесткому аскетическому ограничению и контролю. Дети по достижении пятилетнего возраста передаются на воспитание в гурукулу (монастырскую школу-интернат).

Члены Общества Сознания Кришны придерживаются принципа ахимсы (не причинять вреда живому), на основании чего объявляют себя пацифистами; сторонятся они и политики. Отвергают как бесполезные любые социально-экономические реформы, политические и националистические движения, философские и морально-этические течения, направленные на совершенствование общества и личности. Кришнаиты считают стремления к улучшению материального положения людей бессмысленными и бесплодными и полагаются только на милость Кришны. Их социальные воззрения определяются традиционной доктриной варнашрамадхарма — древней утопией теократического характера. Применительно к современному обществу эта доктрина нацелена на возрождение сословно-кастового строя Древней Индии — разделения общества на четыре варны. В этой системе по-прежнему предусматривается главенство брахманов, но выступающих уже в роли технократов-администраторов.

В СССР кришнаиты появились в 1971 году после посещения страны Бхакти-ведантой. В 80-х годах они подверглись преследованиям. В 1988 году общины кришнаитов были официально зарегистрированы. Их активно посещают зарубежные эмиссары MOCK; член Джи-Би-Си — Харикеша Свами Вишнупад является одним из 10 наставников кришнаитов стран СНГ. Российские вайшнавы (ритуальное наименование индуистских монахов) регулярно бывают за рубежом — в Индии и у единоверцев в Швеции и Германии. В Москве находится Центр общественного сознания Кришны в России, объединяющий на правах ассоциированных членов общины Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Грузии и Армении. Здесь же расположены два храма, издательский центр (московский филиал "Бхакти-веданта Бук Траст"), две ведические гимназии, филиал Института Бхактиведанты, осуществляющий в основном переводы канонической литературы, собственная радиостанция "Кришна-лока". В Индию в 1996 году отправилось 500 паломников. По сравнению с западными странами в России сейчас наиболее крупная кришнаитская община MOCK: в ней 5 тысяч посвященных и еще несколько тысяч человек, серьезно интересующихся кришнаитским вероучением. В их распоряжении находятся 120 храмов и пропагандистских центров.

В последнее время кришнаиты стали известны своей благотворительностью и милосердием. Уже несколько лет успешно действует благотворительная программа "Пища для жизни" с ее 250 центрами на территории СНГ, в том числе в местах стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. Горячие обеды раздаются пенсионерам и неимущим. Всего в рамках этой благотворительной программы было роздано 5 млн порций. Другая программа милосердия называется "Дайте людям шанс!". Она предусматривает раздачу освященной пищи и духовной литературы в местах заключения. Наиболее крупные акции проводятся в московской "Бутырке" и петербургских "Крестах". Программа проходила также в Ярославской, Мурманской. Архангельской и других областях. Третья программа, которую кришнаиты реализуют в сотрудничестве с соответствующими медицинскими учреждениями, направлена на реабилитацию наркоманов.

Еще недавно это новое религ. движение было вынуждено конфликтовать с обществом и государством. Теперь оно превратилось фактически в обычную конфессию, традиционную по своей социальной роли.

Е. Г. Балагушкин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 314-317.