Личность (Маслин, 2014)

ЛИЧНОСТЬ - динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность - это действительность (проявление) индивида как социального феномена и субъекта, сознание и воля которого сопряжены с осознанием мотивов своего поведения и реализующего себя в различных видах социального общения и действия. История представлений философов России XVIII-XX веках о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-1-х, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-2-х, в противоположность раздробленности, отвлеченной рассудочности и рационалистической атомизации жизнедеятельности на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда - разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самоусовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, цельности духа, соборности; поэтому уже в философии славянофилов (А. С. Хомяков. Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа и дух), они подчеркивали важность согласования рассудка (Рассудок и разум) и чувств с др. требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». С Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания. «Сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным» (Соч. М., 1994. С. 498). Важной особенностью русской философии, равно как и всей русской культуры, является обращение многих философов и писателей к своеобразному понятию «сердце» (см. Сердца метафизика) как некоему «средоточию», «ядру» личности (Киреевский, Хомяков, Юркевич, Вышеславцев, Франк, Флоренский, И. А. Ильин, Розанов и др.). Метафизика сердца - это «предельный таинственный центр личности, где лежит вся ее ценность и вся ее вечность» (Вышеславцев). Осуждая пороки западной цивилизации, связанные с засильем технократического рационализма, понижением духовного уровня жизни, Киреевский противопоставил холодно-рассудочной «метафизике разума» на Западе живительный источник «метафизики сердца» на Востоке. Из этого источника проистекают истинная вера, совесть и любовь. В отличие от учения французского философа Б. Паскаля об антиномичности сердца, порождаемой противоречивой природой человека (его величие и ничтожество), Флоренский делал акцент на метафизике «чистого сердца» как «очага нашей духовной жизни», от которого зависит исправление и «возрастание личности». Свет души праведника - высший тип личности. Определяя роль метафизики сердца, Юркевич выделяет в ней как религиозные, так и мирские истоки; сердце есть средоточие всей духовной и телесной жизни человека, «седалище» воли и ее хотений, чувств и страстей. Каждое биение телесного сердца имеет духовное значение. Согласно Вышеславцеву, богоподобие человека, его величие носят субстанциональный, сущностный характер, они не могут быть истреблены никаким грехом. Дальнейшее развитие метафизика сердца получила в работах И. А. Ильина. Он ввел в употребление понятие «сердечное созерцание», от степени развития которого зависит уровень духовности личности, всей культуры. Влияние «философии сердца» испытали Достоевский, Толстой и мн. др. деятели культуры. Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства - Карсавин. Он считал, что возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. Применительно к человеку «личность — конкретно-духовное или... телесно-духовное существо, определенное, неповторимо-своеобразное и многовидное» (О личности // Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 19). В качестве духовного существа личности есть свобода. Мир - это симфоническая (коллективная) всеединая личность, т. е. иерархическое единство множества симфонических личностей - индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь). Сходные идеи по этим вопросам развивал И. О. Лосский. Он считал, что личность - центральный онтологический элемент мира, в котором основное бытие есть субстанциальный деятель, т. е. или потенция личности, или действительная личность. Каждый из субстанциальных деятелей есть индивидуум. И атомы, и молекулы суть потенциальное личное бытие. Исходя из учения Лейбница, Лосский писал: «Философская система, утверждающая основное и центральное положение личного бытия в составе мира, может быть названа персонализмом. Признание иерархических ступеней между субстанциальными деятелями, возникающих в процессе развития их, может быть обозначено термином «иерархический персонализм» (Бог и мировое зло. М., 1999. С. 284). Свенцицкий считал, что абсолютную ценность личности приобретает лишь с признанием ее бессмертия, и это имеет решающее значение для индивидуального совершенствования. В основу сочинения «Религия свободного человека» положил сознание божественного достоинства личности, под которой понимал данное от Бога определенное количество духовных возможностей. Содержательные мысли высказывает Франк в своей философской антропологии: о двуединой природе человека (природное и сверх природное, духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция. Эрн в противоположность новоевропейскому рационализму развивал концепцию «логизма» как антично-христианского учения о божественном Логосе (Слове), раскрывающего динамику духовного возрастания личности, обнаружения ею в себе божественного начала, подвижничества и святости. Логос проявляется не только в сознании, но и в поступках и переживаниях человека. Не через рассудочную категорию «рацио», приводящего к опредмечиванию сущего, а через Логос как посредствующее личное начало, через «субъектное» познание, через раскрытие личностного бытия (человека, церкви, Вселенной, Бога) постигается существование Бога и мира, истина как «бытие-в-истине». Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом - наиболее трудной как для христианской этики, так и для др. этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Толстого, Ильин, хотя и не оправдывал применение насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. При этом он считал необходимым проводить различие между неправедностью и грехом. Проблему преодоления зла Ильин увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю - с пониманием смысла жизни человека. В отличие от мн. др., он подчеркивал, что попытка видеть смысл жизни в самой жизни несостоятельна, ибо существуют ценности, стоящие выше самой жизни, - духовные. и прежде всего религиозные ценности. Наибольшую разработку категория личности получила в творчестве Бердяева, причем на принципиально новой - экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид - категория натуралистическая, это - часть рода, общества, космоса, т. е. в этой ипостаси он связан с материальным миром, личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Ее нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть Л., ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть и нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей и т. д., но не в этом ее суть. Иными словами, личность - это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности - в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни и в то же время она должна для этого уже изначально быть. Иными словами, личность - это неизменное в изменении. В отличие от «иерархического персонализма» Н. О. Лосского, рассматривавшего человеческую личность как духовную единицу в ряду других объектов, Бердяев считал, что личность не есть лишь один из объектов в ряду других. Она может быть познана только как субъект. Обсуждая проблемы обновления русского религиозного сознания начала XX века, он, в чем-то соглашаясь с Мережковским, вместе с тем упрекал его в недооценке идеи личности, которой должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности. Подчеркивая персоналистический характер своей философии, Бердяев отмечал, что она «есть философия личная, связанная с моим личным опытом». Эрн считал, что вообще одной из особенностей истории русской философии является персонализм, который выступает не только в онтологическом плане, но и как манифестация особенностей самой личности мыслителей, значительности и глубины авторских переживаний. История представлений русских мыслителей о личности демонстрирует многообразие подходов и мировоззренческих установок: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических, связанных с влиянием результатов естественно-научных исследований и распространением идей социализма. Наряду с религиозно окрашенными появляются концепции личности, ориентированные на научный эксперимент, данные биологии, психологии, физиологии. Революционные демократы, народники и марксисты выступали с идеями, призывающими к социальному активизму, преобразованию общественных отношений. Социальная направленность в решении проблем личности проявилась в сочинение Белинского, Герцена, Чернышевского, Лаврова, Михайловского и др. Переосмысливая идеи Гегеля, Фейербаха и других западных мыслителей, они, в отличие от отечественных творцов христианской антропологии, развивали идеи антропологического материализма, активной роли критической мысли, субъективного фактора в историческом процессе. Гегелевский панлогизм, сведение им человеческой личности к духу, лишенному индивидуальности и живых соков, вызвали поворот к проблемам «живого», конкретного человеческого существования не только в европейской философии 30-40-х годов XIX века, но и в определенной части философской мысли России. Бердяев, касаясь темы «личность и история» в русской философии, считал, что «первое место тут принадлежит бунту Белинского», который, выражая свои мысли в форме «восстания против Гегеля» во имя возвышения личности, «переходит от пантеизма к антропологизму». При этом «у Белинского бунт личности приводит его к культу социальности» (Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 108-109). В центре его размышлений - личность как субъект деятельности и исторического творчества. Согласно Михайловскому, развитие личности - это высший критерий социального прогресса, в ходе которого человек как частичная личность (придаток общественного механизма в условиях экономического разделения груда) призван постепенно приближаться к идеалу цельной личности. Его выступления против «поглощения человека исторически данной формой общества» продолжали кантовскую традицию приоритета личности над обществом. В русском марксизме (Плеханов, Ленин и др.) проблемы личности рассматривались с акцентом на ее социально-исторические аспекты: роль личности в истории, диалектика объективного и субъективного факторов, социальная сущность, соотношение личности и общества и т. п. С 60-х годов XX века в отечественной науке начался определенный поворот к проблемам личности, исследуемой в различных дисциплинах: в психологии (С. Л. Рубимитейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов и др.), социальной психологии (А. В. Петровский и др.), социологии (И. С. Кон, Н. Ф. Наумова и др.), социальной философии (Л. П. Буева, М. В. Демин, И. И. Резвицкий и др.) и т. д. В отличие от прежнего фактического отождествления в советской науке понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» были выработаны определения, отражающие их различия и специфику, подвергнуты критике механистические попытки растворить индивида в обществе и тем самым снять саму проблему человека как личность, и неповторимой индивидуальности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д. Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Таким образом, индивидуальное преломление социальных регуляторов превращает их в регуляторы внутриличностные. Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. В условиях антагонистического разделения труда происходит отчуждение труда и подчинение личности «вещным» отношениям. Задача заключается в создании необходимых условий для всестороннего развития личности.

А. Г. Мысливченко, П. П. Апрышко 

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 334-336.

Литература:

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 г. Л., 1991; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М.,2001; 3-е изд. 2013; Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М , 1994 (Гл. VI. § 6. Метафизика сердца).

Понятие: