Направление в исторической науке

НАПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ - способ самоорганизации исторического сообщества и форма научной коммуникации в исторической науке, признаваемое таковым научным сообществом. Существуют различные точки зрения на этот феномен. Одни исследователи исходят из иерархической соподчиненности социальных структур в науке (течение - направление - научная школа) и под направлением понимают более компактные, чем научные течения, группы ученых, тесно связанные между собой не только общими методологическими принципами, но и их интерпретацией, а также общей тематикой и проблематикой своих работ. Последняя, как правило, также определяется единством в вопросах методологии. С методологическими принципами и проблематикой связаны часто (но далеко не всегда) и методические приемы историка, хотя сами по себе они едва ли могут служить основой для отнесения его к тому или иному направлению (Е. В. Гутнова). Ряд исследователей полагают, что понятия «направление» и «научная школа» либо «направление» и «течение» - синонимы. Существует точка зрения о том, что направления составляют обычно основу научных школ, а генезис научной школы происходит на фоне формирования нового научного направления. В советской историографии доминировало выделение в истории исторической науки направлений, в основе которых лежали классовые позиции ученых (декабристское, официально-охранительное, славянофильское, буржуазное, революционно-демократическое, народническое).

О. М. Мельникова

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 315.

Литература:

Бессмертный Ю. Л. Споры о главном: (К итогам коллоквиума) // Новая и новейшая история. 1990. №6. С. 123-131; Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985; Мельникова О. М. Пермская научная археологическая школа О. Н. Бадера. Ижевск, 2003; Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке. Казань, 2000.