Коммюнотарность

КОММЮНОТАРНОСТЬ (фр. communautaire от лат. communitas - общность, общение) - термин, характерный для позднего периода творчества Бердяева (30-40-е годы) и обозначающий персоналистическое, духовное, на основе свободы, любви, искренности, братства, межчеловеческое общение, опосредованное Богом. Если в раннем сочинении «Смысл творчества» (1916) Бердяев заявлял, что «одиночество вполне соединимо с универсальностью» и «один может быть соборнее, универсальнее целого коллектива» (с. 380—381), то в поздних работах, уходя от изоляционизма личности, он вводит понятие «коммюнотарность». По своему значению оно, согласно Бердяеву, связано со смыслом бытия, который заключается «в преодолении одиночества, в обретении родственности, близости» (Философия свободного духа. М., 1994. С. 143), и с реализацией личности, которая «есть также реализация общения, жизни социальной и космической, преодоление того уединения, которое влечет за собою смерть» (Там же. С. 315). Если «всякое общество есть царство Кесаря», то общение «есть Царство Божье» (с. 312). Коммюнотарность «мучительно трудна», потому что личности, как «разные и таинственные миры», могут лишь частично соприкасаться и открываться друг другу, но в мире духовном они входят в «единую... атмосферу Царства Божьего» (Там же). Коммюнотарность Бердяев делит на светскую и религиозную, причем последнюю связывает с «православной идеей соборности» как «пребывания в общении и любви церковного народа и Духа Святого» (Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 332). Противоположностью коммюнотарности оказывается сообщение (или коммуникация), ступенями которого являются такие формы объективации, как государство, семья, социальный класс, объективированные церковь, монастырь, а также коллективизм, трактуемый как «ложное состояние сознания, создающее лжереальности» (Там же. С. 330). Если коммюнотарность, по Бердяеву, «означает непосредственное отношение человека к человеку через Бога, как внутреннее начало жизни», то коллективизм не хочет знать живого отношения человека к человеку, он связан с искусственностью и принудительностью общения «дальних», а не «ближних в евангельском смысле». «Коллективизм не соборность, а сборность» (Там же. С. 332). При этом человеческая личность превращается в объект, механически-рационально выбрасывается вовне, эксплуатируется; ее сознание, совесть, оценки отчуждаются и, опираясь на подсознательные инстинкты, переносятся на «фиктивную реальность коллектива» (теократию, абсолютную монархию, якобинскую демократию, тоталитарный коммунизм и фашизм и другие формы «царства Кесаря»), Все отношения человека к человеку опосредуются здесь отношением человека к коллективу, к «объективированному обществу». Коллективизм, в понимании Бердяева, враждебен личности и является только «вещным», «объектным» пониманием коммюнотарности. Личность же имеет двойственную природу (принадлежит «к двум планам, к плану Духа и к плану Кесаря») и «противоположна не общине и общинности, а вещи и коллективу» (Там же. С. 333). Существование «я» предполагает, согласно Бердяеву, взаимопроникновение «я» и «ты», вхождение в соборное «мы», совершаемое в Боге. Коммюнотарность в отличие от коллективизма как «сообщения», сутью которого являются только «подаваемые условные знаки», глубинна, онтологически реальна, означает «выход из мира объектов». Коммюнотарность глубоко экзистенциальна, она есть «прорыв... к действительному существованию», к бесконечной свободе и духовности. В работе «Дух и реальность» (1937) Бердяев связывает коммюнотарность с разрушением «мира объективации», мира «природных и социальных ограничений» и достижением «чистой, освобожденной духовности», или «субъективации». А в сочинении «Опыт эсхатологической метафизики» (1947) он говорит о творчестве, познании, любви, красоте, свободе, об общении как эсхатологическом самоопределении человека. «В каждое мгновение жизни нужно кончать старый мир, начинать новый мир. В этом дыхание Духа» (Там же. С. 286).

В. Л. Курабцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 289.

Литература:

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Он же. Философия свободного духа. М., 1994. С. 13-228; Он же. Я и мир объектов // Там же. С. 229-316; Он же. Дух и реальность // Там же. С. 363-461; Он же. Царство Духа и нарегво Кесаря. М., 1995. С. 287-356; Он же. Опыт эсхатологической метафизики // Там же. С. 163-286; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 60-81.