Ислам и политика

ИСЛАМ И ПОЛИТИКА. В отличие от христианства, исповедующего принцип: "Богу — богово, кесарю — кесарево", трактуемого как требование раздельного существования государственности и конфессиональности, в исламе действует принцип слитности религии и политики. Выдвинут он был практикой пророка Мухаммада, который был руководителем мусульманской общины и мусульманского государства. Эта реальность получила закрепление в Коране и сборниках хадисов (изречений и описаний поступков пророка Мухаммада), являющихся руководством для мусульман при решении всех жизненных проблем. Требования Корана стали законами мусульманского гос-ва. Лидер исламской революции в Иране аятолла Хомейни писал: "В Коране содержится в сто раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам отправления обрядов".

На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организаций, решались проблемы семейно-брачных и имущественных отношений, вопросы войны и мира. Во многом именно такой остается ситуация и в наши дни в целом ряде мусульманских стран, хотя и не исключаются определенные модификации, продиктованные жизнью. Нераздельность политики и религии в исламе сказалась на национально-освободительном движении народов колоний и зависимых стран. Мусульманские знамена и лозунги сыграли огромную мобилизующую роль в борьбе народных масс против колонизаторов в Алжире, Ливии, Марокко, Судане и ряде др. стран. И на международной арене присутствие исламского фактора довольно ощутимо. Объясняется это не только людскими ресурсами "исламского мира" (на планете, по разным данным, насчитывается от 900 млн до 1,4 млрд мусульман), нефтегазовым и валютным потенциалом мусульманских стран, но и объединением этих стран мощной межгосударственной организацией — Организацией Исламская конференция (ОИК), имеющей множество вспомогательных учреждений, таких, как Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научно-технического развития, Исламский центр развития торговли, Исламская торгово-промышленная палата, Международное исламское информационное агентство и другие ОИК направляет свою деятельность на укрепление солидарности и сотрудничества между государствами-членами в экономической, социальной, культурной, научной и др. областях, на проведение консультаций между ними в рамках международных организаций, на искоренение колониализма во всех его формах, на поддержание международного мира и безопасности.

Среди различных исламских религиозно-политических группировок одной из наиболее известных является Движение братьев-мусульман, имеющее самостоятельные организации в ряде мусульманских стран. Конечной своей целью его участники ставят построение в странах распространения ислама общества, строго придерживающегося норм жизни, сформулированных в Коране и шариате. Правоэкстремистское крыло этого движения широко применяет террористические методы в политической борьбе, поэтому в большинстве мусульманских стран деятельность братьев-мусульман поставлена вне закона.

В политической жизни современной России и ее регионов ислам также играет заметную роль. Проявляется это прежде всего в деятельности трех довольно представительных общественных движений — "Союз мусульман России", "Hyp" ("Свет") и "Мусульмане России". Каждое из них имеет свои отделения в подавляющем большинстве субъектов РФ, принимает участие в избирательных кампаниях, выражает свою позицию по важнейшим вопросам общественно-политической жизни страны.

Названные мусульманские движения, а также Духовные управления мусульман России многое сделали для того, чтобы события в Чечне не приобрели характер межнациональной и межрелигиозной войны, чтобы бессмысленное кровопролитие там было прекращено. Мусульманские религиозные организации вместе с религиозными организациями Русской Православной церкви внесли немалый вклад в формирование благоприятного общественного климата, способствовавшего урегулированию острых противоречий, возникших в связи с суверенизацией Татарстана. Как показали социологические исследования, проведенные РНИС и НП, уровень национальной и конфессиональной толерантности в республике в настоящее время является одним из самых высоких среди субъектов РФ.

В программных документах мусульманских общественно-политических движений подвергалась острой критике российская внешняя политика, односторонняя ориентация которой на взаимодействие с западными странами нанесла большой ущерб интересам государства, ослабила позиции России в мусульманском мире. Крайнее недовольство выражается и тем, что наша страна вытесняется с рынков стран СНГ, переориентация которых на дальнее зарубежье увеличивает вероятность вступления их в иные политические и военные союзы. Упомянутые общественно-политические движения мусульман считают приоритетными для России взаимоотношения со странами СНГ и выражают решимость делать все возможное для развития и укрепления разностороннего сотрудничества между политическими и деловыми кругами, между духовными лицами, деятелями науки, культуры, конфессиональными сообществами стран Содружества Независимых Государств, а также азиатских и африканских стран дальнего зарубежья. В выступлениях мусульманских религиозных деятелей и политиков достаточно часто звучит неудовлетворенность тем, что государственные органы РФ не обеспечивают претворение в жизнь в полном объеме конституционных принципов равноправия народов, светскости гос-ва, отделения религ. объединений от государства и их равенства перед законом, в силу чего, по их мнению, ущемляются права мусульман и других конфессиональных и национальных меньшинств. В целях более весомого выражения интересов мусульман в российской политике и в российском законодательстве одни из них предлагают создать мусульманскую депутатскую фракцию или группу в Государственной Думе, другие уже приняли совместное заявление о необходимости создания Всероссийского Совета мусульманских организаций.

В некоторых регионах России есть мусульманские религиозные деятели и политики, которые выдвигают лозунги исламизации соответствующих республик и отделения их от РФ, однако массовой поддержки они не находят. И даже в Чечне, испытавшей на себе ракетно-бомбовые удары российских войск и потерявшей в ходе боевых действий около 10% своего населения, сильны настроения в пользу сохранения республики в составе РФ и восстановления в ней светского законодательства.

А. А. Нуруллаев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 129-131.

Понятие: