Кенотизм (Маслин, 2014)

КЕНОТИЗМ (кенозис) (греч. kenosis - уничижение, истощение) — патрологическая (святоотеческая) концепция, подразумевающая Божественное самоуничижение Христа через соединение с физически ограниченной человечностью, вплоть до принятия им вольного страдания и смерти. В православной философии митрополита Московского Платона (Левшина) и его школы эта концепция претерпела гносеологическое изменение, заключив в себе идею «юродственного» заклания человеческого разума перед антиномическим «безумием» анагогического (см. Анагогия) метода. Флоренский переосмыслил понятие кенотизма в особом софийном духе «вечного смирения» и «трагической, жертвенной любви», которая допускает войти в недра Троицы не-ипостасную Софию. Бердяев заострил внимание на К. как на метафизическом условии человеческой свободы, поскольку «Христос хотел свободной любви человека и потому не мог запугивать его своим могуществом», отсюда явившись миру «в кажущемся бессилии и беспомощности». Федотов пошел дальше в освобождении концепции кенотизма от сугубо святоотеческого ее смысла, связав ее уже не с Христом, а с «христоцентрическим типом русской религиозности», предполагающим «оторванность от почвы, скитальчество» («Письма о русской культуре»). В книге Федотова «Святые Древней Руси» кенотизм выступил как «всякое невинное и вольное страдание в мире... во имя Христово» и был соотнесен с жалостливым отношением к человеку, особенно на примере канонизации Бориса и Глеба, не пострадавших за христианскую веру, но вызвавших почитание к себе самим фактом насильственной смерти, принятой ими «в образе непротивления». Булгаков считал, что кенотическая «жертвенность» присуща лучшим представителям русской интеллигенции.

П. В. Калитин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 274-275.

Литература:

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989: Флоренский П А. Столп и утверждение истины /7 Соч. М., 1990. Т. 1; Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Спб., 1992; Калитин П. В. Распятие миром. М., 1992.

Понятие: