Ноумен

НОУМЕН (греч. noumenon) — термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге «Тимей»), понимал под ноуменом реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта ноумен рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в «Критике чистого разума») ноумен — это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В «Критике практического разума» Кант указывает на возможность положительного понятия о ноумене как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения ноумена соответствуют в его философии разным функциям «вещи в себе».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 304.

Понятие: