Индивидуализация обучения

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания.

По мнению большинства педагогов, на протяжении начального и среднего школьного звена должно осуществляться интеллектуальное воспитание всех детей на основе принципа индивидуализации обучения с учётом задатков и способностей отдельных учащихся, темпов их работы и степени сдвигов в учении. Содержание учебных программ и учебников должно строится таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учётом способностей учащихся. С этой целью рядом с минимальным уровнем требований, которые рассчитаны на самых слабых учеников, программы и учебники должны, вероятно, включать материал, который соответствует уровню подготовки средних и способных учащихся. Необходимо, чтобы учащихся, овладевая программой, трудились в оптимальном для себя темпе, ибо только при таком условии они смогут достичь соответствующих результатов в учении. Индивидуализация обучения предполагает, что современный учитель должен уметь работать одновременно с разными детьми (с разным исходным уровнем готовности к обучению, разным складом ума, разным отношением к учёбе) и применять особенный метод обучения к каждому конкретному ученику с учётом его индивидуальных психологических особенностей. Один из возможных путей реализации такой стратегии обучения, по мысли психологов и методистов Э.Г. Гельфанда, М.А. Холодной и Л.Н. Демидовой, - изменение статуса учебника путем превращения его в интеллектуальный самоучитель.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 263-264.

Понятие: