Предопределение (Митрохин, 1990)

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ, ПРОВИДЕНИЕ (от лат. provideo — предвижу, предусматриваю) — согласно религиозным учениям, предустановление богом этапов и хода мировых событий и судеб индивидов, сообществ, народов, человечества. Идея предопределения является универсальным выражением и признанием всемогущества бога и бессилия человека, однако социальная роль ее конкретных исторических форм неоднозначна. Иудео-христианская доктрина предопределения, предполагавшая сверхъестественного творца и промыслителя, была направлена против античных идей безличной судьбы и космической необходимости. Провиденциализм Августина был первой систематизированной концепцией предопределения и включал в себя учение о благодати, или предопределения к спасению избранных, и телеологическую концепцию истории, которая представлялась осуществлением недоступного человеческому пониманию божеств, плана и должна была завершиться концом света и установлением божьего царства. Альтернативой жесткому предопределению было допущение свободы воли, которая отчасти означала определенную самодеятельность человека в вопросах спасения и социального творчества (пелагианство) и в большей мере — способность к греху и возможность искупления при посредничестве церкви (католицизм, православие). Протестантизм оживил и развил идеи августинианства. Лютеранство приняло смягченные принципы предопределения, что объясняется некоторыми уступками католицизму, отразившимися в Аугсбургском исповедании (еще в большей степени это относится к англиканству). Кальвинизм в трактовке благодати проповедовал идею жесткого, установленного еще до рождения индивида предопределение его к спасению или вечным мукам, а в понимании мирской истории — принципы эсхатологии и фатализма, т. е. однозначного предопределения богом общей направленности мирового развития и конкретных событий в нем. Характерно, что многие анабаптисты и пуритане были убеждены в том, что промысл божий осуществляется посредством человеческой деятельности, и это позволяло им рассматривать себя как орудие неотвратимой божьей кары и поддерживало революционный энтузиазм. После поражения движений народной Реформации такое понимание предопределения хода событий практически исчезает, эпизодически проявляясь лишь во вспышках сектантского фанатизма. Наиболее широкое распространение в протестантизме получили смягченные (арминианские) версии предопределения к спасению (баптисты, квакеры, унитарианцы и др.). Что касается трактовки истории, то для большинства современных протестантских течений характерно ее понимание как борьбы добра и зла, конечный исход которой предопределен в пользу сил добра (отождествляемых с «подлинным» христианством или определенными социально-политическими интересами). Наряду с собственно богословскими доктринами предопределения, входящими в контекст баптизма, адвентизма, мормонизма и других исповеданий, разрабатываются фаталистические и провиденциалистские теологии истории, имеющие широкое идеологическое назначение. Они связаны с идеями богоизбранности конкретных наций, которым-де предначертано осуществить политическую мессианскую роль. Такие идеи имели хождение в период Английской революции 17 века, в 19—20 веках была широко распространена доктрина явного предначертания ведущей роли в мире США, которая в последнее время активно популяризируется протестантскими фундаменталистами. Концепции предопределения, делая бога вершителем истории и человеческих судеб, отрицают возможность познания механизмов обществ, развития и исключают человека как субъекта истории.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 200-201.