Тиресий

ТИРЕСИЙ. Фиванский прорицатель, впервые упоминается в «Одиссее», где он уже мертв и находится в Подземном царстве. Кирка послала Одиссея посоветоваться с Тиресием, и Одиссей выслушивает странное пророчество Тиресия о страшной смерти, которая постигнет его. В пьесах фиванского цикла Тиресий — слепой, и это по-разному объясняется поздними исследователями мифов. Согласно Каллимаху, он видел купание Афины, и она ослепила его, но взамен дала ему дар провидения (см. Мусей). В более популярном варианте, изложенном' Овидием, Тиресий увидел однажды свадьбу змей, ударил их своей палкой, и был обращен в женщину. Спустя семь лет он вновь увидел этих змей и ударил их, и снова оказался в мужском обличии. Эта история цитируется Данте в «Аде», где Тиресий пребывает среди колдунов в муках девятого круга. (Роберт Грейвс в «Греческих мифах» отсылает к поверью Южной Индии, согласно которому видеть свадьбу змей — несчастье, и наказание за это — превращение в гомосексуала). Слепота же Тиресия наступила позже, когда Зевс и Гера спросили его, кто больше получает удовольствий от любви: мужчина или женщина, поскольку он, Тиресий, испытал и то и другое. Он заявил, что женщина. Гера оскорбилась и ослепила Тиресия, а Зевс одарил его долгой жизнью и даром провидения. Тиресий — ключевая фигура в трагедии Софокла «Царь Эдип», так как он знает, что осквернение Фив началось с самого Эдипа. В «Вакханках» Еврииида Тиресий побуждает Пенфея принять культ Диониса в Фивах и предсказывает, что бог будет признан в Дельфах. Через всю эту пьесу он проходит одновременно вдохновленным провидцем и рационалистом. О Тиресии писали Суинберн, Теннисон, Элиот и Аполлинер.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 263.

Понятие: