Антисемитизм (Баранов, Конов, 2009).

Пожалуй, единственным для русских националистов образом врага стали еврейские деловые круги. Антисемитизм - традиционная для европейских этнонационационалистов черта. Для русских антисемитизм в целом характерен в меньшей степени, чем в Европе, поскольку еврейское население на основной этнической великорусской территории было сравнительно малочисленным, за исключением западнорусских территорий, располагавшихся за чертой оседлости.

Для русских не характерна модель бытовой сегрегации по отношению к ассимилированным евреям, во всяком случае, в меньшей степени, чем по отношению к тюркским народам. Евреи воспринимались как евразийский народ, подобно многим другим народам империи, но, скорее, как европейский, по аналогии с русскими немцами или прибалтами. Компактные еврейские общины со своим бытом и численным преобладанием в местах расселения были уничтожены гитлеровцами на оккупированной территории в 1941-1945 гг. Так что русские сталкивались с евреями только как с ассимилированными в той или иной степени группами. Исключение составляет короткий период 1921-1941 гг., когда евреи были довольно заметны в русском обществе как отдельная влиятельная группа. Сегодня в России консолидированное еврейское сообщество с развитым этносознанием представляет собой лишь специфическую узкую группу верхушечного типа, которая действительно серьёзно влияет на политику, но всё же не является этносом. Большинство же российских и украинских евреев ассимилированы, утратили связь с иудаизмом, не владеют еврейскими языками, живут в русской среде и принадлежат к русской нации, иногда к этническому и культурному буферу нации наряду с другими ассимилированными группами или внутренней иммиграцией из числа этнических русских.

Но для русских националистов еврейский вопрос резко обострился двумя историческими факторами: довольно большой удельный вес евреев в прозападных и олигархических сетевых структурах, вызвавших коллапс империи и ослабление российской государственности в 1990-е годы. Это настроение в целом сходно с одной из компонент классического Веймарского синдрома в Германии, где евреи стали символом нового режима, ассоциировавшегося с поражением. Кроме того, революционные евреи в руководстве большевистской партии составляли наиболее последовательную группу могильщиков поверженной в 19171920 гг. году русской элиты и культуры, включая и Православие. Этот факт послужил важным историческим подкреплением современного Веймарского синдрома у русских. К тому же он очень удачно наслоился на развенчание репрессивных сторон советской цивилизации в процессе демократической пропаганды и внедрение комплекса неполноценности для советских русских. К началу 2000-х антисемитизм среди русских достиг максимальной отметки и остановился. Дальнейшего взрывного роста иудофобии в России не происходит, хотя, очевидно, не будет и отступления к ситуации 80-х годов. Общество сформировало свою позицию. Крупной попыткой использования антисемитизма как средства консолидации русского националистического сообщества и «очистки» его от попутчиков стало «Письмо пятисот» 374 общественных деятелей (14 января 2005 года), которое очертило круг радикальных националистов. Но по нашим наблюдениям, это письмо не возымело сколь-нибудь значительного общественного эффекта, подтвердив некий статус-кво, хотя число подписантов и выросло до нескольких десятков тысяч. Совершенно очевидно, что не работает такой механизм консолидации русских националистов, как образ врага. К тому же в среде русских националистов, как и в других активных средах, довольно много лиц, имеющих предков разных национальностей. Нередко их влияние на рост национализма весьма велико. Таков, например, наполовину еврей В. Ф. Жириновский, который значительно повлиял на сдвиг в сознании массового избирателя в сторону радиального национализма, хотя и помог власти его контролировать в интересах олигархии.

Баранов С. Д., Конов Д. В. Русская нация. Современный портрет. М., 2009. Глава 4, параграф 10.

Понятие: