Евгеника (Кондаков, 2007)

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes — породистый). Научная дисциплина, основы которой были заложены Ф. Гальтоном и которая ставила своей задачей селекционное улучшение человеческого вида, прежде всего за счет повышения рождаемости одаренных людей. Предполагалось, что это должно осуществляться путем контроля за браком. Такой контроль может включать в себя мероприятия как по увеличению воспроизводства индивидов с признаками, ценными для общества (позитивная евгеника), так и по уменьшению воспроизводства тех, кто признан умственно или физически недоразвитым (негативная евгеника). Сам Ф. Гальтон был сторонником позитивной евгеники, кроме того, его интересовала прежде всего реализация исследовательских программ, целью которых было раскрытие относительной роли наследственности и среды. Что же касается негативной евгеники, то именно массовые мероприятия по ее реализации привели к резкому падению доверия к евгенике в целом. Так, в частности, в гитлеровской Германии были приняты законы о запрете браков между арийцами и евреями и о насильственной стерилизации душевнобольных немцев. Показательно, что когда закон перестал действовать, сразу же был достигнут исходный процент душевнобольных в населении, что стало свидетельством утопичности заявлений евгеники об улучшении «человеческой породы». Вместе с тем в настоящее время стало обычным генетическое консультирование будущих родителей, когда есть риск наследования ребенком тяжелых генетических заболеваний (гемофилия, серповидноклеточная анемия и т. д.). В России интерес к евгенике возник прежде всего в связи с переводом в 1879 году на русский язык книги Ф. Гальтона «Наследственность таланта, ее законы и последствия». Но первые эмпирические исследования в этой области были проведены уже после организации в 1921 году в Москве Русского евгенического общества по инициативе и под руководством основоположника отечественной экспериментальной биологии генетика Н. К. Кольцова и учреждения в Петрограде Бюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России Российской АН по инициативе и под руководством Ю. А. Филипченко. Н. К. Кольцов включал в рамки евгеники составление генеалогий, географию болезней, витальную статистику, социальную гигиену, кроме того, проводил исследования по генетике психических особенностей человека, включая обследование монозиготных близнецов. Специальная работа организовывалась по изучению наследственной передачи способностей и талантов путем сбора родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. Подобные родословные собирались на писателей и поэтов (М. Горького, Л. М. Леонова, С. Есенина, В. С. Иванова), певца Ф. И. Шаляпина, биолога Н. П. Кравкова и др. Вместе с тем, как в дальнейшем выяснилось, в этих работах оказалась заложена неадекватная методология: многие наследственные особенности человека (прежде всего те, которые касаются умственных способностей), не моногенны, а полигенны, т, е. определяются взаимодействием нескольких генов, преимущественно или только рецессивных, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых развивался ребенок. У ребенка, один из родителей которого личность одаренная, комплекс генов, способствующих одаренности, распадается, а в последующих поколениях эти гены распределяются между разными потомками. Таким образом, прямой передачи одаренности от родителей детям обычно не происходит. В начале 1930-х годов евгеника в России была объявлена буржуазной наукой, и многие ученые переключилось на исследования по генетике сельскохозяйственных культур. В настоящее время данная проблематика существенно изменилась — главные разработки, основывающиеся на данных генетики и психогенетики, ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. При этом острая полемика разворачивается по многим вопросам, связанным с генной инженерией, в частности по вопросу планируемой в будущем пересадке генов конкретного человека для повышения его физических и умственных способностей. Преждевременность этого обосновывается, например, тем, что сдвиг но одному адаптивному признаку может повлечь за собой неконтролируемое изменение широкого спектра коррелированных с ним признаков.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 191-192.

Литература:

Канаев И. И. Фрэнсис Гальтон, 1822 -1911. Л., 1972; Милованова Л. С. Евгеника // Вопросы психологии. 1991. №3; Гершензои С. М., Бужиевская Т. И. Евгеника: 100 лет спустя // Человек. 1996. № 1.

Понятие: