Академия коммунистического воспитания

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ им. Н. К. Крупской (1923–1935) — один из центров педагогической науки в СССР, высшее учебное заведение, организованное в Москве на базе Академии социального воспитания (АСВ), образованная в 1919 году на основе Педагогического университета им. П. Г. Шелапутина. В 1924 году ей было присвоено имя Н. К. Крупской. АСВ была задумана и организована Крупской и П. П. Блонским, ставшим первым ее ректором (1919–1923), как центр педагогических исследований, подготовки учительских кадров и пропаганды опыта советской школы. При АСВ, помимо Высших педагогических курсов и психолого-педагогической лаборатории, в начале 1920-х годов стали организовываться научно-исследовательские институты, но в 1922 году Академия была преобразована в комвуз и переориентирована на подготовку педагогических кадров. При этом предполагалось сочетание педагогической работы слушателей с их работой на промышленных предприятиях. Структура АКВ постоянно менялась: в 1924 году с ней объединился Центральный институт инструкторов-организаторов народного просвещения, в 1928 году — Московский политико-просветительский институт, а в 1931 году при Академии был образован Высший коммунистический институт просвещения. В 1931 году АКВ имела следующие факультеты: педолого-педагогический с дошкольным, школьным и внешкольным отделениями; политико-просветительский с агитационно-массовым, библиотечным и другими отделениями; факультет преподавателей общественных дисциплин; факультет организаторов политехнического образования (ФЗУ, ФЗС, ШКМ) и организационно-инспекторский факультет. При Академии также работали: вечерний педагогический университет для работников просвещения, заочные отделения, курсы подготовки преподавателей совпартшкол, повышения квалификации работников народного просвещения, рабфак и, с 1927 года, биологический музей.

В Академию принимали коммунистов и комсомольцев, имевших среднее образование и опыт работы в области народного образования. АКВ выпускала преподавателей средних учебных заведений по общим дисциплинам, специалистов по педагогической и политико-просветительской работе, а также руководящих работников для районных, городских и областных отделов народного образования. Срок обучения длился 4 года, из которых первые 2 курса были общеобразовательными. В обучении активно формировались навыки самостоятельного учения и научной работы. Значительное внимание уделялось трудовой и педагогической практике слушателей. Обучение завершалось итоговой диссертацией по одной из педагогических проблем. Для связи с выпускниками в 1925 году было создано Бюро связи АКВ, издавало в 1928–1930 годы свой бюллетень. В Академии была развернута научная работа кафедр: педологии, педагогики, а также психологической лаборатории. Для координации исследований в 1928 было образовано Бюро научной работы. В рамках Академии вышли крупные коллективные сборники трудов: «Педология и школа», «Экзамен и психика». В стенах АКВ в 1930–1932 годы курс политико-просветительской работы преподавала Н. К. Крупская. С Академией сотрудничал и С. Т. Шацкий. В 1934 году Академия была переведена в Ленинград, хотя факультет политико-просветительской работы оставался в Москве до 1936 года. В 1935 году преобразована в Коммунистический педагогический институт им. Н. К. Крупской, который в 1941 году был слит с Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена.

И. Б. Орлов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 198-199.

Литература:

К пятилетию (1920–1925) Академии коммунистического воспитания. Сб. под ред. Менжинской Л. Р., Шевелева Н. В., Розенберга Д. И. М., 1925; Организация педагогического процесса в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. М., 1928; Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 1. А–М. М.: БРЭ, 1993. С. 25–26.

Понятие: