Икона (Мчедлов, 1999)

Икона — предмет религ. культа приверженцев православия, а также некоторых других христианских и нехристианских религиозных направлений. Иконография разных народов существенно отличается, что связано с конкретными этническими, историческими, социально-психологическими и социально-культурными особенностями их жизни. В Русской Православной церкви иконопись (см. Иконопись русская) поднялась до высочайших вершин живописного и художественного мастерства. Релит, сознанию христианизировавшихся масс на Руси была близка символика атрибутов православного культа в качестве вещественных носителей святости. Как отмечает С. С. Аверинцев, в иконе православие видит не условное изображение, но предметное раскрытие сверхчувственного, гарантирующее подлинность связи с божеством. Идея присутствия божества там, где "образ его", глубоко укоренилась в обыденном религ. сознании, что нашло свое отражение в культе икон. Культ икон, восходя к греческо-византийской традиции, получил на Руси широкое распространение. Икона имеются почти в каждом русском доме. Их хранят в качестве предмета религиозного почитания; как дань традиции (память о родителях, "чтобы не был красный угол пустой", "на всякий случай"); по эстетическим соображениям. Икона продолжают играть важную роль в обрядах жизненного цикла: крещении, бракосочетании, погребальном культе. Как семейные реликвии из поколения в поколение передаются "благословенные образа", т. е. иконы, которыми благословляли родители, например, жениха и невесту перед венчанием, сыновей перед дорогой (особенно перед отправкой на войну, в армию). На протяжении тысячелетия были и остались самыми почитаемыми среди православных верующих иконы Иисуса Христа, Богоматери, св. Николая, архиепископа Мирликийского, любимых подвижников благочестия (в 20 веке прежде всего Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского), местнопрославленных угодников Божиих.

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 110.

Понятие: