Теософия (Маслин, 2014)

ТЕОСОФИЯ (от греч. theos - Бог и sophia - мудрость) - учение о «божественной мудрости», как определяла это понятие Блаватская, с именем которой связано возрождение теософического знания во 2-й половине XIX века. Говоря о происхождении самого термина, она указывает на Аммония Саккаса, александрийского гностика III века, разработавшего эклектическую теософскую систему, основанную на откровениях египетского мудреца Тота, который больше известен под греч, именем Гермеса Трисмегиста (Трижды-величайшего) и которому, согласно легенде, принадлежал «ключ», открывающий двери всех оккультных (тайных) учений. Согласно герметизму, к которому восходит теософия, тот, кто владел тайным, эзотерическим знанием, обладал великой силой - Мудростью, способной преображать физическую, психическую и духовную природу человека. Знание передавалось устно, от учителя к ученику и носило характер посвящения. Учитель брал на себя ответственность за использование учеником знания для реализации Божественного закона. Теософия утверждает, что основные элементы эзотерической философии входят во все религии и философские учения древности. Позднее знание, передававшееся устно, было записано в каббале, учение которой открывалось лишь посвященным, что обеспечивало, как считают теософы, преемственность знания и ограничение доступа к нему людей, не обладающих высокой духовной культурой. Современная теософия связана прежде всего с именами русских мыслителей: Блаватской и Н. К. и Е. И. Рерихами. Она является учением об истине, как любви, рожденной в Мудрости (Блаватская) и красоте (Рерихи), и считается гностическим знанием, ее цель - развить в человеке стремление к целостному знанию, в к-ром снято противоречие между абстрактно-логическим знанием и верой. Раскрывая внутреннюю связь между наукой, философией, искусством и религией, теософия углубляет их до божественной Мудрости, понимая под последней абсолютное, вечное и неизменное начато, проявляющее себя в непрерывных, изменчивых формах знания и творчества. Согласно теософии, лишь с точки зрения божественной Мудрости, выступающей начатом разума и смысла, можно творчески овладеть и универсально расширить познавательный кругозор ученого, философа, художника, религиозного деятеля. Устремленность к расширению знания отразилась в практике совершенствования теософами своих физических и психических сил, что нередко рассматривается учеными как простое шарлатанство, теософия возродила интерес к чистой мысли и чистому знанию, которые были забыты европейской цивилизацией, озабоченной лишь достижением материального благополучия. Учение о чистой мысли как самопорождающей силе теософия называет оккультизмом — «тайным знанием души», противопоставляя его оккультным, магическим в своей сущности наукам, направленным на овладение психическими энергиями в низших формах природного мира: минерального, растительного, животного. По Блаватской, большинство людей, включая и теософов, «не имеют определенного представления о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, включая «черную магию» (Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. С. 50). Магию как глубокое знание оккультных сил природы можно духовно оправдать, отмечала Блаватская, когда она «желает получить теософию, божественную Мудрость и знание», когда она становится белой магией, основанной на медитации и теургии. Медитацию теософия определяет как «прекращение активной внешней мысли» и внутреннее сосредоточение, возвращающее мысль человека к Мудрости вселенского разума. Как созерцательный акт она, согласно теософам, несет в себе мощный заряд энергии, преображающей человека на основе божественного света. Укрепив свои духовные силы, человек способен активно и осознанно влиять на низшие планы бытия, тем самым становясь теургом, способным подчинять и регулировать слепые, хаотические силы природы. Не считая целесообразным избавляться от низших энергий с помощью методов изгнания духов, как это делает церковь, теософия полагает, что их нужно переводить в высшие, ставя под контроль божественной гармонии. Непознанные психические энергии, по утверждению теософов, превращаются в разрушительную, неконтролируемую силу. Современная цивилизация и есть с этой точки зрения результат действий людей, одержимых разрушительными страстями, что и привело к хищническому отношению к природе и самому человеку Сознательная регуляция стихийных психических и физических сил, согласно теософии, возможна лишь на путях перерождения сознания. Современное знание, направленное на овладение внешним миром, носит инструментально-практический характер, оно пассивно. Философия и наука не знают активного знания, направленного на познание внутреннего мира человека и внутренней жизни природы. Оторванные от единого корни - духовного знания; они, как и религия, не являются носителями полноты истины. Совершенствование научно-позитивного знания, согласно теософии, не вскрывает глубину истины, которая может раскрываться лишь в гармонизации всех сторон духовного творчества. Теософия усматривает свою цель в возвращении к внутренней жизни природы как космоса, Божественной гармонии мирового бытия. Пытаясь объединить современное знание об эволюционном развитии с древними учениями о циклической картине мира, теософия противопоставляет представлению о природе как ставшей форме жизни учение о живом, одухотворенном космосе, состоящем из разных планов, иерархии духов. «Ставшую» природу материального мира теософия рассматривает как момент космической эволюции, движущим началом которой является Божественная энергия. Человек как микрокосм связан с родственными космическими стихиями Вселенной и включен в эволюцию живого космоса. Для теософии человек - это существо духовное в своей основе, вмещающее в себя всю полноту бытия. Она верит в бессмертие души, закон земной кармы, переселение душ (выступая против учений, которые допускают переселение душ в низшие формы). Человек триедин, его тело, душа и дух раскрываются в иерархическом единстве космического человека — Адаме Кадмоне («едином Сыне божественного Отца»). Человек не только бессмертное существо, как дух, заключенный в душе, но и земной человек, поскольку душа его является проводником низших планов (физического, астрального, ментального). Душой и духом человек укоренен в Мировой Душе — божественной Мудрости. Теософия различает в человеческой душе, основанной на разуме, высшую форму, которая связывает ее с божественной Мировой Душой, и низшую форму («животную душу»), носительницу инстинктов, слепых желаний и страстей. Тем самым человеческая душа оказывается ареной борьбы между низшими, инстинктивными и божественными устремлениями человека. Она рискует в любой момент подчинить человека его материальным, животным интересам, превратить его в тень, астрального двойника подлинного, духовного человека. Астральный человек — проводник земной, преходящей, а не вечной Божественной жизни. Лишь изживая животные, низменные страсти и освобождаясь от своей тени-астрала, «божественное Я может вибрировать в сознательной гармонии с обоими полюсами человеческого Существа - с человеком из очищенной материи и с вечно чистой Духовной Душой — и может предстать перед всеведущим Я Христом мистиков-гностиков, соединяясь, сливаясь и становясь Им навсегда» (Там же. С. 56). Теософское знание в России существовало не только в форме так называемой «восточной теософии», представленной Теософским обществом (1908-1918), которое развивало идеи Блаватской, но и в своеобразное форме религиозного гностицизма (В. С. Соловьев, Бердяев), обращающегося к мистическому эзотерическому знанию христианской религии (Я. Бёме, Парацельс, 3. Сведенборг). Его представителям была близка идея универсального синтеза, космического преображения человека и мира. В отличие от церковно-догматического христианства, учившего о Страшном суде, они защищали идею преображения, обожения. Русские философы считали, что не только моральный путь и путь святости ведут к свету, но и путь знания. Религиозная вера, лишенная света знания, превращается во внешнеобрядовую религиозность. Боязнь знания и мысли, характерную для религиозной общественности, христианские гностики объяснили стремлением ставить знак равенства между знанием и рационализмом. Но «великие мистики не боялись знания, они видели в гнозисе не рационализацию, а богообщение и богодейство» (Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России // Русская мысль. 1916. Кн. 11. С. 18). Реакцией на господство формально-логического рационализма в совр. культуре стало бурное увлечение иррационализмом и демонической практикой. Но «из тисков этих нам необходимо выйти на свободу, к творческой мысли, творческому знанию, к гностическому свету, преобразующему мир» (Там же.). Однако христианскому гностицизму, учившему о Христе-Богочеловеке, в котором раскрывается единственность лика человека, была чужда идея безличного откровения «восточная теософия», видящей в человеке орудие космической эволюции. «Человек изначален, предмирен, он больше мира и мировой эволюции» (Бердяев). Христианские гностики не могли примириться и с идеей божественной справедливости и закономерности, выраженной в законе кармы, так как Бог спасает мир не справедливостью, а «тайной избыточной благодати» (Бердяев). Теософские идеи оказали большое влияние на Циолковского, Скрябина, М. Чюрлениса, Н. А. Клюева и другие деятелей культуры начала XX века. Теософское общество издавало «Вестник теософии» и «Известия Российского теософского общества». По его инициативе в 1918 гооду был создан «Союз воспитания свободного человека». В постсоветское время деятельность Российского теософского общества была возобновлена. В 1992 году вышел первый номер «Вестника теософии».

Э. И. Чистякова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 635-636.

Литература:

Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., 1994; Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1993; Она же. Теософия и практический оккультизм. М., 1993; Кибалион. М., 1993; Леобитер Ч. Краткий очерк теософии. Калуга, 1911; Рерихи Н. К. и Е. И. Живая этика. М., 1992.

Понятие: