Теодицея (Маслин, 2014)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч, theos - Бог и dike - справедливость) - оправдание Бога, попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца. Стремясь доказать абсолютность добра и относительность зла, теодицея объясняет несовершенство мира или последствием человеческой свободы и грехопадения, или особым промыслом Божьим, ведущим человека к спасению. Термин «теодицея» введен Г. В. Лейбницем, объяснявшим зло как необходимую ступень разнообразия совершенства в предустановленной гармонии мира. В русской религиозно-философской мысли теодицея - не столько учение о зле, сколько учение о мире и человеке, преодолевающем зло. Флоренский определяет теодицею как «восхождение нас к Богу», предполагающее путь от иррелигиозности через сомнение, скепсис, подвиг веры, познание истины, научение видению Премудрости Божественного мироустройства (Софии), преображение всего человека к живой вере в Бога. Таким образом, теодицея выступает как опыт самосозидания и жизнестроительства личности, взыскующей Бога. Более того, задача теодицеи касается не только личности, но и всего космоса, искаженного грехопадением.

Е. Н. Трубецкой предложил такой вариант теодицеи: «Злая воля есть... восстание против всеединства, а грех - его нарушение» (Смысл жизни. М., 1994. С. 79). Свобода твари, определившейся ко злу, не в состоянии нарушить полноту божественной жизни, не имеет собственного бытия и создает лишь пустые призраки. Так, ад определяется Трубецким как «забытый мир», т. е, мир, оставленный навсегда за пределами бытия. Человек, как существо конечное, видя мир враждующим против Божьего замысла, склонен абсолютизировать зло. Всеединое сознание, напротив, объемлет начало и конец этого богоборчества, видит эту вражду претворенной во «вселенское дружество», в «абсолютный синтез», в котором снято все, что отделяет «другого» от «Всеединого». «Персоналистическую» концепцию теодицеи создал Н. О. Лосский. Он утверждал, что изначально тварные существа «суть субстанциальные деятели, сверхвременные и сверхпространственные, обладающие сверхкачественною творческою силою, посредством которой они могут свободно творить свою жизнь» (Бог и мировое зло. М., 1994, С. 330).

Бог не дает «субстанциальным деятелям» никакого эмпирического характера, «Он не творил бактерий чумы или холеры, кислорода, азота, воды» и т. п. Все это субстанциальные деятели создают сами, на основе свободы и выбора ценностей. Любящие Бога больше себя становятся членами Царства Божия, а любящие себя больше Бога образуют мир себялюбия, обособленности, эгоизма. Зло, таким образом, есть результат самоизоляции субстанциальных деятелей от Божественной полноты бытия и реализации ими отрицательных ценностей. Теодицея В. И. Иванова тождественна антроподицее и историософии одновременно. Иванов определяет историю как борьбу «Аз еемь» и «Ты еси». Бог открывает себя человеку в «Аз еемь», в этой жертве Отчей состоит сотворение человека Богом по своему образу и подобию. Бог ожидает от человека ответного «Ты еси», но человек, соблазненный Люцифером, присваивает это «Аз еемь», что извращает человеческую сущность, смысл и волю, «Аз еемь» - самозамыкание человека в тварной самости, отчуждение от Божественного всеединства, зло истории и грех существования человека.

Иванов говорит о Люцифере и Аримане как силах истории, утверждает, что действие в человеке «люциферических энергий» составляет подоснову всей исторической культуры. Люцифер определяется как прообраз отъединения, «сила замыкающая», «дух светлой тьмы», а Ариман - как «прообраз растления», сила разлагающая, дух зияющей тьмы. Иванов усматривает в будущем отказ от строительства Г рада земного силами Люцифера и Аримана и строительство Града Божьего силою Христа. Это противопоставление соответствует др. противопоставлению: Легион и соборность. Легион - апофеоз организации, «сверхзверь», объединение людей посредством их обезличивания, формирование общего «собирательного мозга». Соборность - есть такое соединение личностей, где они «достигают совершенного раскрытия и определения своей единственной, неповторимой и самобытной сущности, своей целокупной творческой свободы, которая делает каждую изглаголанным, новым и для всех нужным словом» (Легион и соборность // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 100). Создание Града Божьего путем соборности и есть истинная теодицея, антроподицея и смысл истории. Темы теодицеи в той или иной мере касались многие русские философы. В этом плане софиология может быть понята как космологический вариант теодицеи.

А. Ф. Управителев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 628-629.

Литература:

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Соч. М., 1990. Т. I; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994; Лосскии Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994; Семёнкин Н. С. Русская философия: софиология, имеславие, евразийство. М., 2012.

Понятие: