Народничество (Фролов, 1991)

НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России. Специфическая черта Н. как идеологии — переплетение аграрной демократии с крестьянским утопическим социализмом, надежда миновать путь капитализма. Н. характерно для стран, относительно поздно ставших на путь буржуазно-демократической революции, когда капитализм уже обнаружил свойственные ему противоречия и породил социалистическое движение пролетариата. Родоначальниками Н. в России были Герцен и Чернышевский, впервые поставившие вопрос о возможности перехода к высшей, коммунистической форме через крестьянскую общину. В 70-х гг. 19 в. Н. становится преобладающим направлением в рус. демократическом движении, приобретает новые черты. Это «действенное» Н., для которого крестьянская революция становится вопросом непосредственной практики. Наиболее видными идеологами Н. 70-х гг. были Бакунин, Лавров, Ткачев и др. Будучи по своему общественно-политическому содержанию идеологией боевого революционного демократизма, в теоретическом отношении Н. сделало шаг назад по сравнению с Чернышевским. Так, горячее сочувствие к всемирно-исторической борьбе международного социалистического пролетариата сочеталось у «семидесятников» с романтическим обличением язв капитализма, апелляция к исторической самодеятельности масс — с «интеллигентским самомнением* (Ленин), стремление к борьбе с помещичьим землевладением и царской монархией — с верой в совершенно особый путь развития России и т. п. Идея исторической необходимости — центральная в социологической концепции Чернышевского — отвергалась Н. как якобы оправдание неприемлемого для революционеров буржуазного пути развития. Свой тезис народники обосновывали ссылкой на особенность исторического процесса, на решающее значение в нем «субъективно-телеологической» деятельности человека, а также рассмотрением всех общественных явлений с точки зрения определенного «нравственного идеала». В философии теоретики Н. 70-х гг. проповедовали позитивизм. Они отвергали философский материализм и его гносеологию как «метафизическое обобщение», выходящее за пределы науки. С середины 80-х гг. 19 в. Н. вступает в период глубокого кризиса, который был обусловлен, с одной стороны, неудачей социалистической пропаганды Н. в деревне и разгромом «Народной воли», с др.— классовыми сдвигами в стране: буржуазной эволюцией крестьянства, ростом пролетариата и развитием его борьбы. Часть революционеров (Плеханов и др.) порвала с Н. и перешла на позиции марксизма. В Н. возобладало либеральное течение (И. Юзов (И. И. Каблиц), Михайловский, В. В. (В. П. Воронцов), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков и др.), отказавшееся от борьбы за революционное низвержение существующего строя. Основная идея народничества 80—90-х гг.— противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму. Часть народников была вынуждена признать капиталистическую эволюцию страны и расслоение крестьянства. Но и она строила мелкобуржуазные утопические прожекты о защите «народного производства» от капитализма. Представители либерального Н. вели борьбу с марксизмом, которая закончилась их полным идейным разгромом. Подъем крестьянского движения в начале 20 в. и революция 1905—1907 обусловили появление ряда народнических групп и партий, в т. ч. партии эсеров. Глубокую критику Н. дали Ленин и Плеханов.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 278.

Также см. биографический справочник Члены "Народной Воли" и др.