Социометрия (Осипов, 2014)

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — об-во и греч. metreo — меряю) — в узком значении — область социальной психологии, связанная с изучением межличностных отношений в малых социальных групп. Термин социометрия возник в 19 веке для обозначения применения математических методов в социальных науках, тем не менее такое широкое его понимание не получило распространения. Новое значение термину придал Дж. Морено, который предложил специальные теорию и методы социометрии. В дальнейшем методы отделились от теории и стали использоваться независимо. Вот почему часто под социометрией понимают методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группы путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Одним из основных социометрических методов является социометрический опрос, а социометрическим критерием — вопрос социометрической анкеты (теста).

Респондентам предлагается избрать одного или несколько членов группы, которая изучается (чаще всего для совместной деятельности в прожективной ситуации). Таким опрашиванием является, например, опрашивание членов производственной бригады с помощью анкеты, которая включает вопросы наподобие такого: «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?». В ответ на каждый подобный вопрос респонденты должны указать номера членов бригады, фамилии которых есть в специальном списке, который прилагается к анкете.

Социометрическое опрашивание существенно отличается от других видов социологического опрашивания характером первичных данных, средствами их представления, процедурой, методами анализа собранной информации. В отличие от других видов опрашивания, результатом измерения в данном случае является не характеристика респондента (значение признака, измеренное с помощью шкалы того ли другого типа), а характеристика взаимоотношений между респондентами. Если при других видах опроса ответы респондентов на каждый вопрос порождают распределение опрошенных по градациям и признаку, который соответствует определенному вопросу, то ответы членов группы на определенные социометрические вопросы порождают (выявляют) структуру отношений. Это отличие предопределяет разработку специальных средств представления собранных эмпирических данных: указанная структура может иметь несколько вариантов изображения — это специальный рисунок или график (социо-грамма), таблица (социоматрица), локо-грамма и др.

Дальнейшее развитие социометрических методов осуществляется, во-первых, путем уточнения интерпретации результатов, полученных с их помощью (такие работы проводились в рамках так называемой стратометричной концепции малых групп). Во-вторых, разрабатываются разные модификации процедуры получения данных, которые дают возможность расширить класс отношений, изучаемых с помощью социометрии. В частности, новые методы дают возможность исследовать не только эмоциональные межличностные взаимоотношения, а и другие отношения между членами группы. К методам получения социометрической информации относятся все основные методы сбора данных, которые используются в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов). К различным модификациям сбора данных относится, например, референтометрия, которая дает возможность определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в особенности интересует, методику выбора в действии (например, если ученикам младших классов или дошкольникам дают пакет календариков и предлагают по одному подарить некоторым своим друзьям) и т.п. В-третьих, расширяется класс объектов, отношение между которыми изучаются с помощью социометрических методов. С их помощью исследуются, например, структура сложных организаций, взаимоотношения между семьями в селах, структура цитирования в научных публикациях, особенности пьес разных авторов (изучается напряженность отношений персонажей) и т.п.

Развитие социометрии по указанным направлениям обусловило более широкое ее определение: под социометрическими методами стали понимать исследовательские приемы анализа структуры отношений между любыми социальными объектами. Из этого определения вытекает основные ограничение области использования социометрии: исследуемые социальные объекты (малая группа, предприятие или учреждение) представляют собой определенную систему, изучение совсем не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что изучение малых групп, кроме исследования структуры межличностных отношений, должно включать изучение групповых норм и ценностей, социально-демографических и других характеристик группы, а также связей между разными характеристиками.

Развитие социометрии привело к возникновению нового направления в социологии — сетевого (network), или структурального, анализа.

См. также: Анализ сетевой в социологии, Вес социометрического выбора, Индексы социометрические, Критерий социометрический, Обработка данных социометрических, Подструктура социометрическая, Социограмма, Социоматрица.

Е.В. Жулькевская, В. И. Паниотто

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 492-493.

Литература:

Волков И.П. Социометрические методы в соц.-психол. иссл-ях. Л., 1970; Паниотто В. И. Социометрический опрос // Методы сбора информации в социол. иссл-ях. Кн. 1. М., 1990. С. 183— 207; Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об об-ве. Пер. с англ. М., 2001.

Понятие: