Маги

МАГИ - жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Некоторые исследователи считают, что маги происходят от индийского племени маги, представители которого монополизировали исполнение жреческих функций в Мидии, а затем и в некоторых других областях Ирана (Ж. Дармстетер, В. В. Струве, И. М. Дьяконов и др.); некоторые ученые полагают, что маги были первоначально жреческой кастой - индийской (X. Нюберг и др.) или персидской (Дж. Мессина). Развитие понятия маги в направлении племя - жрецы не представляется возможным уже в свете ранних данных о магах, переход же названных жрецов, название касты на название племени легко объясним на материалах индо-иранской кастовой системы. Вопрос о религии магов и ее отношении к другим древнеиранским религиям также решается по-разному. Чаще считают магов чуждыми зороастризму (И. Гертель, Э. Херцфельд и др., по которым Заратуштра жил в Иране при первых Ахеменидах; а также И. Гершевич, Р. Ценер и др., считающие, что зороастризм возник в Средней Азии в доахеменидский период). Зороастрийцами считали магов те, кто исходил из теории о западно-иранском происхождении зороастризма (Ж. Дармстетер, В. Джэксон и др.). Некоторые ученые, следуя мнению о восточном происхождении зороастризма, полагают, что он был воспринят магами еще в мидийский период (И. М. Дьяконов и др.) и что Ахемениды не были последовательными зороастрийцами, но культ Ахурамазды принесен к ним магами из зороастризма (М. А. Дандамаев). Ряд ученых полагает, что поскольку маздеизм бытовал в Западном Иране и независимо от зороастризма, то маги должны быть признаны последователями незороастрийского маздеизма и дуализма (X. Нюберг, А. Кристенсен и др.). Академик В. В. Струве полагает, что религия Ахеменидов и зороастризм восходят к одному источнику - верованиям Северно-Западного Ирана 9-7 веков и что маги - последователи маздеизма - были жрецами и индийских и персидских царей. Позже (около 2-й половины 5 века) маги признали Заратуштру своим пророком, и была создана объединявшая элементы его учения и верований магов религиозная система, ставшая при Сасанидах господствующей.

Маги играли большую роль в политической жизни Древнего Ирана; на ранних этапах государственности в целом поддерживали царскую власть в борьбе против родовой знати; при Сасанидах маги были в основном оплотом консервативных норм общественной жизни. В эллинистический период и позднее слово «маги» стало обозначать волшебников и астрологов.

Э. А. Грантовский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.), М., 1963, с.151-57, 234-61 (имеется библ.); Zaehner R., The dawn and twilight of Zoroastrianism, L., 1961 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962 (библ.).

Понятие: