Веды (РИЭ, 2016)

ВЕДЫ (от санскр. vid — «знать») — цикл текстов жанра «шруути» («услышанное»), т. е. основанные на «откровении». В. состоят из четырех «самхит» (частей) — «Ригведы» (далее РВ), «Самаведы» (СВ), «Яджурведы» (ЯВ) и «Атхарваведы» (АВ). К циклу самхит примыкают также циклы других текстов: брахманы («наставления в брахмане»), араньяки («лесные книги») и упанишады («[наставления для] сидящих вокруг [учителя]»). Ведийские гимны по их функциям делятся на ритуальные, исторические и космогонические. В завершающей 10 «мандале» (цикле) встречаются также гимны, составленные в форме диалога. Диалогическая форма ведет свое начало от поэтических состязаний авторов и исполнителей гимнов, имевших ритуальное значение.

РВ («В. гимнов») включает 1028 гимнов, обращенных к различным богам, описание деяний которых занимает большую часть содержания текста. РВ содержит также молитвы, просьбы о даровании благ или помощи. Хотя ведийский ритуал (см. Ведийская религия) сложился позже письменной фиксации текста РВ, он в значительной степени основан на РВ. Авторы РВ стремились найти соответствие между жертвоприношениями, совершаемыми людьми, и их небесными прототипами, отражающими природные явления. Знание ведийских гимнов в целом ограничивалось «жреческим» слоем.

Гимны РВ разделены на 10 мандал, различающихся размерами текстов и временем их составления. Гимны могут содержать от 1 до 58 строф, всего РВ насчитывает 10 462 строфы. В мандалах 2—7, наиболее древней части РВ, гимны распределяются по именам божеств, к которым они адресованы, в мандале 9 — по стихотворным размерам. Внутри этих подразделений гимны следуют в порядке убывания количества строф. В случае если гимны содержат одинаковое количество строф, они следуют в порядке уменьшения длины стихотворного размера. Выделение этих принципов составляет основу ведийского литературоведения.

Назначение СВ («В. мелодий») состоит в передаче мелодий (санскр. «саман»), на которые были положены ведийские гимны. Их перемежали восклицаниями или магическими формулами, определявшими ритм или мелодию, на которые напевались ведийские гимны. Большая часть стихов СВ заимствована из РВ.

ЯВ («В. жертвенных формул»), представляющая собой собрание формул (санскр. «яджус»), известна в пяти редакциях: четыре относятся к традиции так называемой черной ЯВ, пятая — к белой, более молодой. Черная ЯВ состоит из молитв, жертвенных формул и пояснений к ним, в белой ЯВ смесь молитв и формул не отягощена пояснениями. Жертвенные формулы описывают то, чего можно достичь с помощью конкретного заклинания. ЯВ имела ритуальное назначение.

АВ («В. заклинаний») представляет собой сборник гимнов и магических заклинаний в 20 «книгах» в прозе и стихах. Первые 18 книг делятся на три группы: книги 1—7 содержат краткие молитвы на различные, но четко определенные сюжеты. Книги 8—12 также состоят из гимнов на различные темы, но они имеют бóльший размер и обращены к иным, чем в прочих частях АВ, предметам (растениям, камням и др.). Книги 13—18 сгруппированы по определенному сюжету: каждая посвящена одной теме; книга 19 составлена из текстов, заимствованных из первых 18, книга 20 — самая «молодая», в основном повторяет РВ. АВ была составлена в период, значительно отстоящий от эпохи формирования РВ.

Среди прочих ведийских текстов выделяются упанишады (от санскр. upasid — «сидеть вокруг»). Известно более 100 текстов, относящихся к этому жанру. Основное их назначение — трактовка космогонических и психологических аспектов понятий «атман» и «брáхман». Наибольшим авторитетом пользуются 16 главных упанишад. В противовес другим ведийским текстам они представляют собой «практические» инструкции по овладению сакральным знанием. Упанишады формировались незадолго до времени рождения Будды. (См. также: Брахманы; Араньяки).

В. сформировались уже в период расселения индоариев по территории Индии, но наиболее ранние пласты ведийских текстов восходят к более древним периодам индоиранского и индоевропейского языкового и культурного единства. Во всяком случае, РВ была кодифицирована гораздо позже составления ее отдельных частей, и часть ее гимнов являются относительно поздними вставками в более древний текст. Каждая книга внутри древнейшей части РВ относится к определенной жреческой семье, которую можно отождествить с тем или иным племенем или школой. Предположительно, вслед за книгами 2—7 была составлена книга 8-я. Первая часть книги 1 напоминает своей структурой 8-ю, однако вторая — более поздняя. Самой молодой из книг РВ является мандала 10. Содержание составляющих ее гимнов выдает существенную эволюцию во взглядах авторов ее гимнов.

Дата составления РВ не может быть в точности определена. В целом ведийская литературная традиция сформировалась между эпохой прихода индо-ариев в Северо-Западную Индию и начальным этапом развития буддизма. Эти гимны выявляют значительное родство с Авестой в мифологии и лексике. Можно предположить, что это древнейшее ядро РВ относится ко второй половине II тысячелетия до н. э.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Понятие: