Изобразительные способности

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - синтез свойств личности, которые являются субъективными условиями дли занятия успешной изобразительной деятельностью, художественным творчеством. Исторически изобразительные способности развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления изобразительных способностей имеют наследственность и обучение. Изобразительные способности могут обнаруживаться достаточно рано (у Рафаэля - в 8, ван Дейка и Джотто - в 10, Микеланджело - в 13, Дюрера - в 15 лет). Существенное значение для успешного формирования изобразительных способностей имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.

Структуру изобразительных способностей составляют ведущие, опорные и вспомогательные свойства способностей. Основными, ведущими свойствами являются:

а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу; в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и воображаемому явлению; г) наличие целеустремлённости, страстной увлечённости и волевых свойств личности у художника. К опорным свойствам изобразительных способностей относятся: а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармонического тона и цвета, перспективных сокращений объёмных предметов, движения; б) сенсомоторные качества художника (тонкость, точность движений и т.д.).

Важнейшими показателями изобразительных способностей являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым предметом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, лёгкость изображения каких-либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 259-260.

Понятие: