Европейский союз (Тавадов, 2011)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ — политическое и экономическое объединение европейских государств. Фундаментом Европейского союза были три западноевропейские региональные организации: Европейское экономическое сообщество, Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по атомной энергии. Поскольку все сообщества были единым целым с точки зрения их организационно-правовой и политической структуры, это дало возможность Европейскому парламенту в 1978 г предложить переименовать три сообщества в «Европейское сообщество».

Юридически факт преобразования Европейского сообщества в Европейский союз был закреплен подписанием Маастрихтских соглашений в 1993 году Европейский союз существенно отличается от других международных организаций и напоминает скорее конструкцию федеративного государства. Компетенция Европейского союза охватывает ряд сфер деятельности, которые в совокупности образуют важнейшие признаки государственности. Вместе с тем Европейский союз — это еще не государство, ему не хватает общей правоспособности, присущей государству, оно не вправе создавать новые сферы компетенции.

Таким образом, Европейский союз — новая форма взаимоотношений между государствами, занимающая промежуточное положение между государством в традиционном смысле слова и международной организацией. Для характеристики правовой природы Европейского союза обычно используется термин «наднациональность», т. е. это такая ассоциация государств, которая наделена независимыми полномочиями, своими суверенными правами и правопорядком, независимым от государств-членов. При этом страны и их граждане подчиняются правопорядку Европейского союза в сферах действия компетенции последнего.

Наднациональная компетенция Европейского союза реализуется его органами, которыми являются: Европейский парламент, Совет, Комиссия и Суд. Европейский парламент с 1978года избирается гражданами государств-членов прямым всеобщим голосованием. С июня 1994 года он состоит из 567 членов. Хотя с течением времени Европарламент постепенно расширяет свои полномочия, тем не менее он не является парламентом в обычном понимании. Европарламент не избирает Совет или Комиссию, которые выполняют функции правительства. Законодательная компетенция Европарламента также ограничена. По ряду вопросов Совет Европейского союза при принятии решений обязан консультироваться с Европарламентом, но результаты консультаций для Совета не являются обязательными.

Совет состоит из представителей правительств стран Европейского союза, каждая из которых направляет в него по одному или более представителей. «Основными» представителями государств являются министры иностранных дел. В то же время в состав Совета могут входить и другие министры — сельского хозяйства, транспорта и т. п., в зависимости от вопроса, который ставится на обсуждение. Согласно учредительным договорам Европейского союза принятие решений в Совете осуществляется в соответствии с принципом большинства голосов. Единогласие необходимо лишь при решении вопросов особой политической важности (налогообложение, социальное обеспечение и др.). Обычно для принятия решений требуется квалифицированное большинство, при этом вес голоса каждого государства неодинаков. Так, Великобритания, Германия, Италия и Франция имеют по 10 голосов, Испания — 8, Нидерланды, Бельгия, Греция и Португалия — по 5, Дания и Ирландия — по 3 и Люксембург — 2 голоса.

Комиссия Европейского союза состоит из 17 членов, назначенных с общего согласия правительств государств-членов Европейского союза сроком на 4 года. Возглавляет Комиссию Председатель, которому помогают 6 вице-председателей. В нее входят по 2 представителя от Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции и по одному от других стран. Решающая роль Комиссии в Европейском союзе определяется ее возможностями воздействовать на политику сообщества в целом. Именно Комиссия обязана представлять предложения и проекты нормативных актов Совету, направленные на дальнейшее развитие политики Европейского союза.

Одновременно с организацией Европейского союза был создан Суд Европейского союза. Основная задача Суда — контроль за выполнением договоров в соответствии с правовыми нормами в интересах единого применения права Европейского союза в государствах-членах. Суд Европейского союза совместно с Судом первой инстанции является верховным и единственным судебным органом, который правомочен решать все вопросы права Европейского союза. Это одновременно и совещательный орган — он может высказывать мнения по договорам, которые Европейский союз намерен заключить с государствами или международными организациями.

Европейский союз в последние годы стремится все активнее развивать сотрудничество с остальным миром. Он заключает соглашения в соответствии с нормами международного права с государствами, не являющимися членами Европейского союза, и другими международными организациями. Среди них выделяются два основных вида соглашений — соглашения об ассоциации, которые поддерживают особые связи между определенными государствами, членами Европейского союза и странами — не членами Европейского союза (например, Бельгия, Франция, Голландия со своими заморскими странами и территориями), а также соглашения, которые могут рассматриваться как подготовка к вступлению в Европейский союз или к установлению таможенного союза.

См.: Конфедерация, Содружество Независимых Государств, Федерализм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 112-114.