Евразийство (Тавадов, 2011)

ЕВРАЗИЙСТВО — геополитическая историко-культурная доктрина, специфическая форма распространяющегося общественного сознания и государственной политики, издревле укоренившейся на пространстве огромного евроазиатского государства — России. Отправной точкой во всех теоретических построениях данной доктрины стала идея: Россия-Евразия — неповторимый географический и культурный мир.

Евразийство как идеологическая доктрина достигло своего «расцвета» в 20-х годах XX века. «Евразийцами» называла себя небольшая группа русских интеллектуалов, оказавшихся в эмиграции после 1917 года. Группа была создана в Сибири в 1920 году и заявила о себе программным сборником «Исход к Востоку» (1921 год). Затем ее деятельность активизировалась в разных европейских центрах: Праге, Париже, Берлине, где были опубликованы монографические труды и сборники евразийцев. Организаторами и интеллектуальными вождями евразийства были: культуролог и лингвист Н. С. Трубецкой; географ, экономист и геополитик Т. Н. Савицкий; правоведы В. Н. Ильин и Н. Н. Алексеев, историки М. М. Шахматов и Г. В. Вернадский; философы и богословы П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин и др.

Евразийство как политическая организация просуществовало недолго, к концу 20-х годов внутри движения произошел раскол. Однако идеи евразийцев надолго пережили своих создателей. Они нашли продолжение в работах Н. К. Рериха и Л. Н. Гумилева, будоражат умы сегодняшних исследователей и политиков.

Стержнем концепции является идея единства жителей Евразии. По мнению приверженцев этой теории, на всю историю народов Евразии воздействует ее географическое положение, которое обусловило этнические и психологические отличия евразийского типа мышления и действия. Для него характерны тонкое осознание органической связи общественной жизни с природой, поистине материковый размах («русская широта») в отношении к миру, взгляд на любые исторически установившиеся формы политической жизни как на нечто относительное. Все это определяет особый характер евразийского традиционализма.

Важнейшей стороной евразийской концепции, помимо географичности, является ее этнологичность. Основоположники евразийского учения не только уделяли большое внимание этническим проблемам России, но и превратили этническую составляющую в один из стержней своей концепции.

Исходя из целостности России-Евразии, евразийцы сформулировали тезис об общности судеб населяющих ее народов, способных к достижению такой степени взаимопонимания и таких форм братского сожительства, которые трудно достижимы для них в отношении других этносов Европы и Азии. Основой евразийского суперэтноса является мирное сосуществование и сотрудничество славянских, финно-угорских и тюркских народов, достигаемое на базе их взаимной комплиментарности (симпатии) и расселения в различных экологических нишах.

Вместе с тем проживание в разных экологических нишах не только не мешало, но и помогало сохранению этнических культур Евразии, их взаимному обогащению, что выразилось, к примеру, в мощном финно-угорском и тюркском влиянии на быт, культуру, традиции, государственное устройство, язык и внешний облик русского народа.

По евразийской формулировке 1927 года, «Россия представляет собой особый мир», судьбы которого «протекают отдельно от судьбы стран к западу от нее (Европа), а также к югу и востоку от нее (Азия)». При этом важно понимать, что Россия-Евразия — это не синтез Европы и Азии, как представляют это некоторые исследователи евразийства сегодня, призывающие Россию идти по пути Японии или новых индустриальных стран. Это именно особый мир, такого таксонометрического уровня, как Западная Европа или Восточная Азия.

Евразийское учение обладает мощной идеологией, которая может надолго сплотить не только народы России, но и ближнего зарубежья. Наряду с фантастическими элементами в ней присутствуют сильные и тонкие интуиции, предчувствия и прогнозы. Несомненно, евразийство как способ мышления и мироощущения имеет глубокие корни в национальной и этнической традиции. Политически острая ситуация только усиливает это ощущение и активизирует его. Идеи евразийства в наше время обретают второе дыхание.

См.: Западничество, Славянофильство.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 110-112.

Понятие: