Марксистская медиевистика

МАРКСИСТСКАЯ МЕДИЕВИСТИКА. Основоположники марксизма впервые дали научное определение феодализма как социально-экономической формации (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, "Немецкая идеология", К. Маркс, "Капитал", т. 3, гл. 47, Ф. Энгельс, "Анти-Дюринг" и др.); Маркс создал теорию феодальной земельной ренты как формы эксплуатации феодально-зависимого крестьянства. Переход от античности к средним векам Маркс и Энгельс в противоположность буржуазной историографии стали рассматривать как глубокую социальную революцию, в ходе которой феодальная формация сменила рабовладельческую, господствовавшую в Римской империи, и первобытнообщинную - у германцев (Ф. Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.). Генезис феодализма они понимали в первую очередь как социально-экономический процесс - процесс роста крупного землевладения и закрепощения свободных крестьян-общинников вследствие их разорения.

Энгельс показал, что на территории бывшей Западной Римской империи, завоеванной германцами, этот процесс совершался в форме синтеза разлагающихся рабовладельческих и первобытнообщинных (германских) отношений (Ф. Энгельс, "Происхождение семьи...", "Франкский период", "Марка", "К истории древних германцев"), В противовес буржуазной общинной теории Маркс и Энгельс создали материалистическую, согласно которой община рассматривается не как правовой и политический институт, но как коллективная форма земельной собственности и соответствующая ей система производственных отношений, присущая всем народам на ранней стадии общественного развития. Маркс и Энгельс выдвинули материалистическую концепцию происхождения средневековых городов в результате разделения труда между ремеслом и земледелием. Маркс выяснил основные закономерности генезиса капитализма в Европе и сущность процесса так называемого первоначального накопления ("Капитал", т. 1, гл. 24). Применяя марксистскую теорию классовой борьбы, Маркс и Энгельс, в отличие от буржуазных историков, считали главным ее проявлением в феодальном обществе не борьбу между сословием горожан и сеньорами (хотя и признавали ее значение), но борьбу между крестьянством и феодалами, сущность которой была раскрыта Энгельсом на материале крестьянской войны в Германии ("Крестьянская война в Германии"), Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс положили начало марксистской медиевистике.

В. И. Ленин уточнил характеристику феодального строя с точки зрения его основного классового антагонизма, специфики феодального государства, развил и дополнил марксову теорию феодальной ренты и генезиса капитализма, дал научную характеристику барщинной системы и крепостничества ("Развитие капитализма в России", "Аграрный вопрос в России к концу XIX в.", "К характеристике экономического романтизма", "О государстве" и др.).

В СССР и других социалистических странах марксистская медиевистика стала единственным направлением в медиевистике. Материалистическую концепцию истории средних веков советские медиевисты, опираясь на взгляды Маркса, Энгельса и Ленина, разрабатывали в борьбе с буржуазной историографией, особенно с допшианством и его сторонниками в России в 20-е - начале 30-х годов. В основе марксистско-ленинской концепции истории средних веков, отраженной в советских вузовских и школьных учебниках по этому предмету, во "Всемирной истории" (т.т. 3-4) и многочисленных монографиях, лежит понимание средневековья как периода господства феодальных производственных отношений и непрекращающейся борьбы крестьян с феодалами.

Единство общих методологических принципов не исключает, однако, наличия у советских медиевистов различных взглядов и спорных проблем по отдельным вопросам истории средних веков (например, о характере революции при переходе от античности к средневековью, о времени складывания феодальных отношений у разных народов Европы, о роли средневековых городов в феодальном обществе, о генезисе капиталистических отношений, о природе абсолютизма и др.), которые в разное время были предметами дискуссий.

Характерная черта советской медиевистики - особый интерес к истории народных масс и в связи с этими социально-экономической, в частности аграрной, проблематике. Советские медиевисты старшего (А. Д. Удальцов, Н. П. Грацианский, в последние годы особенно А. И. Неусыхин) и более молодого (3. В. Удальцова, А. Р. Корсунский, А. И. Данилов, А. Я. Гуревич, Л. Т. Мильская и мн. др.) поколения внесли большой вклад в разработку проблем генезиса феодализма у разных народов Европы, рассматривая этот процесс как процесс разложения общинных отношений, разорения и закрепощения крестьянства и роста крупной земельной собственности у варварских народов после разрушения ими Западной Римской империи. Они показали, что у некоторых народов (вестготов, франков, бургундов и др.) эти изменения совершались в процессе синтеза с остатками разлагающихся рабовладельческих отношений, у других (англо-саксов, скандинавов и др.) - бессинтезным путем. Значительных успехов добились советские медиевисты и в исследовании аграрных отношений в Западной Европе 11-15 веков, начало которому положила работа Н. П. Грацианского по истории Бургундии 10-12 веков. Выдающуюся роль в этой области сыграли труды Е. А. Косминского по истории английской деревни 13 века, поставившие ряд общих проблем аграрной истории этого периода и выдвинувшие ряд новых методических приемов. Косминский противопоставил буржуазной вотчинной теории марксистское понимание феодальной вотчины как организации для эксплуатации крестьянства и показал определяющую роль феодальной ренты в развитии феодального общества. Он выяснил, что вотчинная структура и формы ренты могут отличаться большой пестротой, и обнаружил раннее развитие товарно-денежных отношений и наличие постоянной классовой борьбы в английской деревне 13 века. Аналогичные проблемы и примерно с тех же исходных позиций исследовали и другие советские историки, применительно к разным странам Европы (М. А. Барг по социальной истории Англии 11-13 вв., А. В. Конокотин и др. - по Франции, Л. А. Котельникова, М. Л. Абрамсон и др.-по Италии). С. Д. Сказкин осветил ряд важных общих проблем аграрной истории этого периода на материале разных стран Европы. Исходя из марксистско-ленинского понимания роли при феодализме товарного производства, историки-аграрники обратили внимание на то, что развитие последнего в некоторых случаях приводило к консервации самых тяжелых форм феодальной эксплуатации, к возникновению так называемого "второго издания крепостничества" в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Сказкин). Изучая аграрные отношения позднего средневековья, советские историки (В. Ф. Семенов, А. Д. Люблинская, М. М. Смирин, В. М. Лавровский и др.) показали конкретные формы разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений, в частности процесса первоначального накопления и изменение характера классовой борьбы в этот период.

Большое внимание советские медиевисты уделяют различным аспектам истории средневекового города. В работах В. В. Стоклицкой-Терешкович, Я. А. Левицкого, Ф. Я. Полянского, М. А. Сидоровой, Ю. А. Корхова и др. при всем различии их тематики средневековые города рассматриваются как центры ремесла и торговли в феодальном обществе, возникшие в процессе отделения ремесла от земледелия, подчеркивается феодальный характер их экономики и политической структуры и вместе с тем их прогрессивная роль в социально-экономической, политической и культурной жизни средневековья. Советские историки, в отличие от буржуазных, считают средневековый город средоточием острой социально-политической борьбы. В 50-60-е годы в советской медиевистике усилился интерес к истории средневекового государства - раннефеодального (А. Р. Корсунский, Н. P. Колесницкий и др.), "сословной монархии" (Е. В. Гутнова), абсолютизма (Сказкин, Люблинская), а также к истории средневековой культуры и идеологии. В работах Сказкина, М. А. Гуковского, Сидоровой, Смирина, А. Н. Чистозвонова и др. разные аспекты истории средневековой идеологии рассматриваются как отражение классовых и социально-политических конфликтов; идеология и культура городского сословия и крестьянско-плебейских масс в форме ересей, реформационных учений, свободомыслия противопоставляется официальной феодально-церковной идеологии, вскрывается реакционная роль последней в общем развитии культуры.

Придавая решающую роль в истории средних веков всем проявлениям классовой борьбы, советские медиевисты уделяют ей большое место в исследованиях. Ими создан ряд специальных работ, посвященных наиболее крупным народным движениям (работы Смирина, В. И. Рутенбурга, Чистозвонова, Ю. М. Сапрыкина, В. Ф. Поршнева, В. Ф. Семенова и мн. др.). Проблема роли народных масс и их классовой борьбы в феодальном обществе в общесоциологическом плане ставится в работах Поршнева. Круг проблем, изучаемых советской медиевистикой, все более расширяется за счет истории ряда стран, ранее советской медиевистикой не изучавшихся (Испании, скандинавских стран, Венгрии, Нидерландов, Ирландии). Объектом ее специсального изучения стали вопросы международных отношений в средние века ("История дипломатии", т. 1, работы по истории крестовых походов - М. А. Заборов, Тридцатилетней войны - О. Л. Вайнштейн, Поршнев и др.), вопросы колониальной экспансии и грабежа колоний в эпоху первоначального накопления (в работах Сапрыкина по истории Ирландии, А. С. Самойло по истории первых английских колоний в Северной Америке и др.). Изучаются проблемы историографии средних веков (Косминский, Вайнштейн Данилов, М. А. Алпатов, Гутнова и др.), источниковедения и палеографии (О. А. Добиаш-Рождественская, Люблинская). Советские медиевисты стали по-новому применять статистический метод для выяснения динамики социально-экономического развития общества (Косминский, затем Варг, Конокотин и др.), разработали методику тонкого анализа источников по истории раннего средневековья - варварских правд, картуляриев и др. (Неусыхин и его ученики).

Опираясь на марксистское мировоззрение, на опыт советской медиевистики, историки других социалистических стран успешно ставят и решают важные проблемы истории европейского средневековья. Значительное число работ посвящено генезису феодализма, возникновению раннефеодальных государств, этногенезу отдельных народов (польский историк) Г. Ловмяньский, К. Тыменецкий, венгерские историки Э. Мольнар, Э. Ледерер, югославский историк Б. Графенауэр, историк ГДР Э. Мюллер-Мертенс и др.), социально-экономической истории средневековья (польские историки В. Куля, М. Маловист, С. Арнольд, румынский историк Шт. Паску, венгерский историк Т. Витман, болгарский историк Д. Ангелов и многие другие), истории народных движений (чехословацкие историки З. Неедлы, И. Мацек, В. Гуса, историки ГДР Э. Вернер, М. Штейнметц и др.), социально-религиозным движениям и культуре позднего средневековья (историк ГДР Л. Штерн и др.), источниковедение (польские историки Г. Лабуда, А. Гейштор, чехословацкий историк Й. Шебанек и др.). Отдельные проблемы медиевистики исследуют историки-марксисты в капиталистических странах (например, М. Добб и др. - в Англии, К. и Ж. Виллар и др. - во Франции).

E. В. Гутнова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Понятие: