Авеста (СИЭ, 1961)

АВЕСТА (ср.-перс. apastak - текст; часто называется зенд-авеста, т. е. текст с комментарием) - священная книга зороастрийцев; написана на среднеперсидском языке, дошла до нас в поздних рукописях 13-14 веков, но сложилась еще в 6-4 веках до н. э. Состоит из 4 основных частей: Ясна, Вендидад, Яшты и Висперед. Авеста содержит религиозные гимны, стихотворные проповеди Заратуштры и легенды. Основным сюжетом является вечная борьба доброго бога Ахурамазды и злого бога Анхра-Майнью. В более древних частях Авесты (так называемых "Гатах"), входящих в Ясну, чувствуются традиции племенной демократии (восхваление мирного земледельческого труда, сочувствие беднякам, угнетаемым знатью).

По мнению большинства советских востоковедов (например, акад. В. В. Струве и чл.-корр. АН СССР С. П. Толстова, сопоставляющего результаты своих раскопок с данными Авесты), Авеста сложилась в Средней Азии и лишь позднее была признана в Иране. Древние исследователи считают родиной Авеста Мидию (современный Северо-Западный Иран и Азербайджан (точки зрения французского ученого Ж. Дармстетера и совесткго ученого И. Алиева)). Окончательную редакцию Авеста получила при Шапуре II (310-379) и стала общепризнанной канонической книгой в державе Сасанидов. Сохранилась у парсов, последних зороастрийцев, которые в 7 веке переселились в Индию (Бомбей), спасаясь от преследования мусульман. Авеста - важный источник для изучения прошлого народов Ирана и Средней Азии.

Д. Г. Редер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Струве В. В., Родина зороастризма, "СВ", 1948, No 5, с. 5-34; Дьяконов И. М., История Мидии..., М.-Л., 1956, с. 45-56; Толстов С. П., По следам др.-хорезмийской цивилизации, М.-Л., 1948, гл. 6; Darmesteter J., Le Zend-Avesta, v. 1-3, P., 1892-93.

Понятие: