Дравья

ДРАВЬЯ (санскр. — предмет, вещь) — термин для обозначения субстрата, субстанции преимущественно в древнеиндийской школе вайшешика. В ее системе категорий (падартх) Д. стоит на первом месте, остальные же так или иначе с ней связаны. Д. представляет собой субстрат качества (гуна) и действия (карма), не смешиваясь с ними. Д. не понимается как конкретная сущность, но подразделяется на девять родов субстанций, духовных и материальных, простых и сложных. К сложным относятся четыре природных стихии бхуты — земля, вода, воздух, огонь, каждая из которых, в свою очередь, разлагается на простые атомы (параману). Среди простых субстанций есть «физические»: эфир (акаша), являющийся субстратом звука, пространство (дик), время (кала), и психические: манас и атман. Манас, внутреннее чувство, или субстрат восприятия индивидуальной души, анализируя чувственные данные, способен передавать информацию атману, основному субъекту мышления. А само мышление здесь понимается как свойство (гуна) атмана, хотя данное свойство не обязательно для него, т.к. оно у него отсутствует в состоянии мокши.

Концепции Д. в вайшешике близка концепция субстанции (васту) в мимансе, где также выделяется система сходных категорий. В джайнской философии материальная субстанция именуется пудгала, а духовная — джива.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 148.

Понятие: